Консервативная Америка

Oct 19, 2014 19:55

Сегодня моя подруга по ЖЖ dali88 отозвалась на мой вчерашний, от 18 октября 2014 года, пост "Naked Cowboy&Naked Cowgirls"http://i-a-simonova.livejournal.com/4133.html удивлённо: "Неужели и впрямь такая Америка голая и раскрашенная?!))"
Я ей ответила:"Да, Лиля. Ещё несколько лет назад такое и представить себе было невозможно. Америка внутри себя блюла нравственные устои".
В качестве иллюстрации к сказанному предлагаю познакомиться с моей статьей 8-летней давности "В основном Моцарт" в "Независимой газете" (рубрика "Стиль жизни"):

http://www.ng.ru/style/2006-09-15/24_mozart.html?print=Y

Общественным резонансом на эту публикацию стали многочисленные отклики: на пространствах бывшего СССР на открытом воздухе, в парках, на огромных лужайках, стали устраиваться бесплатные концерты классической музыки и оперные постановки, на которые собирались тысячи людей абсолютно разного возраста и социального статуса. Массовый зритель приобщался к, казалось бы, элитарной культуре. Так пример консервативной Америки сыграл положительную роль на пространствах СНГ.

[Spoiler (click to open)]15.09.2006

В основном Моцарт

Говорят, для того чтобы приохотить жителей Северной столицы к посещению Кунсткамеры, Петр Великий приказал угощать всякого, кто придет в первый в истории России музей, без различия чинов и званий, чашкой кофе, рюмкой вина или водки, цукербродами и прочими закусками. Об этом не лишенном резона начинании царя-просветителя я вспоминаю всякий раз, видя, как изобретательно американский истеблишмент приобщает население своей страны к классической музыкальной культуре.

Уже не первый год большой популярностью в Нью-Йорке пользуются воскресные концерты в «Уолтер Рид театре» при «Линкольн-центре». Их устраивают около полудня, когда обычно обитатели Города большого яблока целыми семьями устремляются в кафе и рестораны на «бранч» (brunch), то есть завтрак (breakfast), совмещенный с обедом (lunch). Организаторы концертов предлагают публике не только серьезную музыку в исполнении, как правило, молодых и еще мало кому известных музыкантов, но и бесплатный чай-кофе с булочками. И от слушателей отбоя нет!

По аналогичному пути пошли продюсеры концертов «Ночной музыки» в рамках фестиваля «В основном Моцарт». Начинающиеся в пол-одиннадцатого вечера и длящиеся всего один час, они проходят в зале, превращенном в уютное кафе со столиками и свечами, где каждый при входе получает по бесплатному стаканчику вина.

После нынешней России, почти всецело погруженной в разухабистые ритмы вульгарной попсы, Америка буквально оглушает - классической музыкой! В каком бы общественном месте ты ни оказался - в зале ожидания железнодорожного вокзала, на автостоянке, в аптеке или молле с бесконечной чередой бутиков, - тебя повсюду сопровождают звуки Вивальди, Моцарта, Россини, Рахманинова... Здесь считается, что возвышающее душу благозвучие, прошедшее проверку временем, вполне может предотвратить преступления, отвести всплеск немотивированной агрессии, осадить и даже перевоспитать воришек, попрошаек, панкующую молодежь.

В одной из газет как-то появилась заметка о том, что некий американский пастор решил использовать классические мелодии для исправления нравов тинейджеров, дебоширящих на ступенях вверенного его попечению храма. Воздействовать на шумные посиделки молодежи он решил умиротворяющими фугами Баха и Генделя.

Общепризнанно, что классическая музыка целебно воздействует на организм человека. Как выяснили недавно ученые, музыка также способствует умственному развитию детей. Поэтому отныне в ряде американских штатов роженицам бесплатно выдают компакт-диски с записями выдающихся музыкальных произведений.

В конце августа в Нью-Йорке в Центральном парке состоялось открытие 40-го сезона бесплатных оперных спектаклей прославленной труппы «Метрополитен-оперы». Уже в середине дня можно было наблюдать, как из разных концов «зеленого острова» в центре Манхэттена в направлении Большой лужайки тянулись вереницы одетой в стиле «casual» публики, с плетеными корзинками для пикника, складными стульями и пляжными ковриками. К восьми часам вечера - времени начала спектакля - вся поляна представляла собой тридцатитысячное лежбище зрителей, сгруппировавшихся в дружеские компании, центром каждой из которых была принесенная с собой нехитрая снедь (с непременной бутылочкой легкого вина!), освещаемая пламенем свечей.

А все начиналось в мятежном 1967 году. Америка была заражена вирусом бунтарства, и пафос отрицания потребительского общества, казалось, достиг своего пика. В стране ширилось движение хиппи - худосочных «детей-цветов», которые, по словам Василия Аксенова, «создавали свою музыку, свой ритм, мир своих движений и раскачивали этим ритмом всю буржуазную квартиру». Добавьте сюда нарастающую волну протестов против войны во Вьетнаме, студенческие волнения, превращавшие университетские кампусы в осажденные крепости. Оттого неудивительно, что первому в истории Америки психоделическому рок-концерту, прошедшему под открытым небом на западном калифорнийском побережье в городке Монтерей, с крушащим и сжигающим свою гитару гениально-безумным Джимми Хендриксом и хриплоголосой Джанис Джоплин, решено было противопоставить фестивальное лето академической оперной музыки на побережье восточном, в парках Большого Нью-Йорка и Нью-Джерси.

С тех пор за сорок лет на ставших традиционными «парковых сезонах» «Метрополитен-оперы», которые устраивают городские власти при финансовой поддержке филантропов и корпораций-спонсоров, побывало более семи миллионов зрителей. В этом юбилейном году в течение восьми вечеров давали «Травиату» и «Риголетто» Джузеппе Верди. Правда, как заведено, без декораций и театральных костюмов (артисты-мужчины были одеты в одинаковые белые смокинги, женщины блистали бальными туалетами), но зато в том же исполнительском составе, в каком эти постановки пойдут в новом сезоне на основной сцене «Метрополитен».

По приблизительным подсчетам, только в Центральный парк на два неформальных представления под звездным небом в этом году пришло 60 тысяч человек.

Нью-Йорк
Previous post Next post
Up