Прочитав статью filin7 под названием "
Трудно ли стать своим? США", я решил составить список тех значительных изменений и корректировок, которых мне в своё время пришлось в США сделать.
Оговорюсь, что речь идёт об опыте молодого (в те времена) человека, эмигрировавшего более четверти века тому назад из ещё вполне коммунистического СССР и попавшего из типичной "советской программистской среды" в типичную "американскую программистскую среду". За прошедшие годы в России (и даже Америке) очень многое изменилось, так что вполне возможно, что часть описанного сейчас не релевантно.
Итак:
Друзья. В СССР в моём кругу общения друзья значили очень много. Через них доставали дефицитные продукты, вещи и книги (а через совсем близких друзей запрещённые книги), устраивались на работу, находили репетиторов, хороших врачей и т.д. Через них при необходимости выходили на самых разных чиновников от военкомата до райисполкома. У них брали деньги в долг. В результате узы дружбы были очень крепкими и близкие друзья были почти как семья. Замечу, что по крайней мере в моей среде это не воспринималось просто как механизм "ты мне - я тебе" и люди искренне друг к другу хорошо относились.
В Америке в принципе так тоже можно жить и в некоторых субкультурах такое встречается, но значительную часть вышеперечисленных функций выполняют частные, общественные и государственные организации, от банков до церквей, поэтому узы дружбы в среднем слабее и поверхностнее. Для меня это поначалу было весьма болезненным моментом, хотя потом я решил, что в это есть свои плюсы.
Работа. Хотя я уехал из СССР молодым человеком, мне всё же довелось поработать в ряде советских организаций. Были фирмы получше, были похуже, кто-то делал своё дело старательно и даже увлечённо, а кто-то спустя рукава, но в целом было то, что тогда называлось "уверенностью в завтрашнем дне", т.е. что тебя с работы не выгонят, даже если производительность твоего труда оставляет желать лучшего. Были, конечно, системы поощрения вроде премий, но серьёзного кнута, а тем более дамоклова меча, не было.
В Америке же оказалось, что наличие работы это далеко не данность, а если у тебя её нет, то это очень плохо. Ещё оказалось, что требуются такие качества, как пунктуальность, методичность, ответственность, честность, а такие недавно тут упоминавшиеся (как особенности русского стиля) качества как раздолбайство к добру не приводят. С другой стороны, если ты много и успешно работаешь, то тебя уважают и тобой даже восхищаются. Всё это потребовало серьёзной перестройки, я бы даже сказал болезненной ломки, и ушло где-то полтора года (а в молодости это много) на то, чтобы поменять ориентиры.
Отношения между поколениями. В моё время в СССР разница в возрасте среди большинства групп населения многое значила. Старшие обращались к младшим в одностороннем порядке "на ты" и была явная дистанция и иерархия, задаваемые возрастом. В Америке же 1980-х годов возраст значил куда меньше, дистанция между поколениями была небольшая, иерархии в советском смысле вообще не было, а форма обращения не зависила от возраста. (Были свои тонкости, например, при общении с детьми или на юге страны, но это отдельные дебри.) Мне в этом отношении повезло, так как я в СССР вращался в весьма продвинутой тусовке, в которой эти нормы были ближе к американским, чем к советским, так что мне себя перестраивать особо не пришлось. Другие иммигранты говорили, что это их коробит и они не могут к этому привыкнуть.
Отношения между полами. В моё время в большинстве групп в СССР нормой были весьма асимметричные отношения между полами, а в Америке они уже тогда были много ближе к симметричной модели. Опять же, мне в этой области повезло, так как в моей тусовке нормы общения были ближе к американской норме, чем к среднесоветской. Другой вопрос, что всё равно поначалу неассимилированному иммигранту трудно наладить интимные отношения с местными жителями, но это отдельная история.
Гигиена. Тут было много разных тонкостей. О том, что в Америке душ принимают каждый день, я ещё в СССР знал, "морально готовился" и особых проблем мне это не доставило. То ли мне повезло, то ли воля у меня оказалось сильнее, чем я думал, так как я знал иммигрантов из СССР/России, которые иммигрировали в молодости, но даже через 20-30 лет так и не могли себя заставить изменить привычки, выработанные в детстве.
О том, что в Америке причёсываться на людях считается моветоном, я тоже знал и изменить своё поведение в этой области мне было легко. Что такое зубная нить (флосс), я не знал, но первый же дантист, видя, что я иммигрант, мне это объяснил и я привык ею пользоваться за год-другой. Что такое дезодорант, я в СССР представлял себе смутно, но довольно быстро привык. Было много всякого разного, от того, как сморкаться, чтобы микробы не разбегались, до courtesy flush, освоение которого заняло разное количество времени. В целом для меня это был не очень болезненный процесс, но он растянулся на целый ряд лет, так как такие вещи объясняют в детском саду, а взрослым людям объяснять их как-то не принято.
Быт. Тут тоже много разного было вплоть до таких мелочей, как в какую сторону загибать пальцы. Например, бывали ситуации, когда я попадал впросак, так как не знал, когда можно надеть футболку, а когда нужно рубашку. Как-то раз вызвали к начальству у клиента и я пришёл в костюме (начальство ведь!), что вызвало у этого начальства лёгкую улыбку. Но в целом особых проблем это не вызывало, так как программисты в основной своей массе относятся к одежде довольно равнодушно, да и все понимают, что иммигранты бывают "не в курсе". Несколько лет бывали некомфортабельные моменты, но проблема обычно была в недостатке информации о тех или иных правилах, а не в том, чтобы заставить себя им следовать.
Правила ведения разговора. В России в советские времен была довольно жёсткая манера изложения своего мнения. В Америке 1980-х годов культура дискуссии была несколько более мягкой, ближе к "Мне кажется, что тут возможны разные варианты. Вот, например..." чем к "Есть моё мнение, а есть неправильное". У меня ушло где-то года два-три, чтобы усвоить и принять эти правила. На то, чтобы понять, какие нерабочие темы с кем, когда и как можно обсуждать, ушло ещё больше времени. Не то чтобы процесс престройки был особенно болезненным, но пока он шёл, я зачастую чувствовал себя некомфортабельно -- ощущал, что что-то не то, но что именно, не ухватывал.
Вот и всё пока. Наверняка было что-то ещё, но сейчас в голову не приходит. Конечно, кроме всего вышеперечисленного потребовалось очень много времени и усилий, чтобы поднять свой профессиональный и культурный уровень на ту высоту, которая мне была желательна, но это отдельный разговор.