Ну, раз тут вроде про университет начало понравилось, перепощу ещё пару старых заметок.
Это - февральская, про первый экзамен
Оригинал взят у
vaparetto в
Экзамен Сегодня мы сдавали в университете первый экзамен.
Сразу скажу - сдали. И если кто-то себе подумает "ну да, естественно, фигня-то какая, кто ж вас валить-то будет, иностранцев", то тому я посмотрю в глаза очень строго. Если не сделаю чего хуже.
Потому что, на самом деле, это совершенно не была халява. Абсолютно не была.
Да и экзамен первый мы отлично выбрали: "Средневековая итальянская литература".
Немножко объясню, почему я говорю "выбрали". Система высшего образования здесь совершенно отличается от той, что принята в России. В России у студента есть куча предметов; лекции, семинары, лабы, коллоквиумы, потом зачёты и экзамены. Причём предметы могут быть и профильные, и непрофильные, и просто общеобразовательные (матан у философов и история у математиков).
Здесь же такого нет даже близко. Школьное образование двенадцатилетнее, и считается, что за эти 12 лет все с общеобразовательными предметами уже расквитались навсегда. Кстати, старшая школа уже обычно имеет направленность, техническую, гуманитарную или художественную.
А в университете учат только тому, чему собственно студент пришёл учиться. Тому, за что он платит.
Да и студент - это совершенно не обязательно 17-летний подросток, здесь совершенно нормально идти учиться в любом возрасте. Можно закончить школу, пойти работать, а потом через много лет пойти получать высшее. Никто на тебя не будет смотреть, как на дурака. По крайней мере у нас совершенно без задней мысли спрашивают, первое ли это у нас высшее.
Ну так вот, возвращаясь к нашему университету: по выбранной программе образования имеется учебный план. Расписанный на три года. Он состоит из предметов обязательных, и предметов по выбору.
На первом курсе у нас по плану следующие обязательные предметы:
- Средневековая итальянская литература (6 CFU)
- Греческий язык и литература (12 CFU)
- Греческая история (12 CFU)
- Археология и история греческого искусства (12 CFU)
- Лаборатория информатики для курса "культурное наследие" (3 CFU)
- Лаборатория и полевые исследования (3 CFU)
и два предмета на выбор:
- Культурная антропология (12 CFU) или
- География (12 CFU)
CFU - это credito formativo universitario, европейская единица запихнутых в студента знаний, условно равная 25 часам работы. В понятие работы включены как лекции, так и самостоятельная работа, так что часов лекций, естественно, сильно меньше - подразумевается, что профессор задаёт направление работы, рассказывает об основных понятиях, разъясняет неясные моменты и отвечает на вопросы, возникающие у студента. Разжёвывать же содержание учебника и разучивать ответы на вопросы и типовые задачи в его работу не входит.
Перед началом каждого курса профессор раздаёт листки с программой по курсу, там подробно описано то, что студенты в течение этого курса должны выучить, из каких частей состоит программа, и какую литературу нужно прочитать. Собственно, список обычно немаленький.
Затем идут лекции. Расписание лекций висит у нас на доске в нашем филиале университета (мы, если кто не знает, учимся в совершенно блатном месте - не в Палермо, где находится собственно университетский городок, и даже не в университетском филиале в Агридженто; наш курс культурного наследия и археологии располагается в исторической вилле с видом на море и развалины древнего Акрагаса, там же где и региональное управление по охране и исследованию культурных ценностей и археологии), а также на сайте университета. Впрочем, расписание меняется чуть ли не раз-два в неделю, так что стоит на него постоянно посматривать.
Посещение лекций свободное. Можно ходить, а можно и не ходить. Можно ходить на лекции другого года. Можно ходить на лекции другого курса, никто не запретит.
По-моему на чужой курс даже можно формально записаться (как на внеплановый) и сдать по нему экзамен.
В первом семестре этого года у нас были лекции по литературе, греческому, греческой истории и антропологии. На антропологию мы походили поначалу, даже книжек положенных купили. Однако предмет оказался такой бестолковой болтологией и софистикой, а профессор таким манерным и неприятным, что не было предела нашей радости, когда мы наконец-таки обратили внимание, что это предмет по выбору.
И быстренько записались на географию (все записи и выборы курсов происходят исключительно через университетский сайт).
Итого, к зимней сессии мы подошли с тремя прослушанными курсами: итальянской литературой, греческой историей, и греческим языком и литературой.
Нам хорошо было бы сдать хотя бы один экзамен - сдачи одного экзамена достаточно для продления вида на жительства по учёбе на следующий год. Ещё через год нужно, чтобы уже было два сданных экзамена.
Ну, в общем, достаточно либеральные правила.
А так - хочешь сдавай, хочешь не сдавай. Ну, не сдашь - диплом не получишь.
А так ничего страшного, никто не отчислит. Так что сдать можно и через полгода, и через год, и через два.
И, соответственно, экзамены можно сдавать в совершенно разное время. Для каждого предмета на сайте есть свои даты, где-то примерно за месяц до экзамена а него можно записаться, причём всегда можно посмотреть, сколько народу записалось ещё, кроме тебя.
С греческим языком у нас пока не фонтан, так что мы стали думать о том, чтобы сейчас сдать литературу и греческую историю.
Предмет средневековой литературы у наших однокурсников, мягко говоря, большой популярностью не пользуется. Ну, впрочем, это понятно. Их ещё в школе этим замучили. Нам же он был вполне интересен.
Итак, по программе у нас было:
- 29 авторов 13,14 и 15 века, начиная с Франциска Асизского - по каждому из них надо было знать более-менее биографию, что написал, к какой школе принадлежал, у кого учился, кого передразнивал (если антиклассик). Уметь разобрать тексты или стихи - метрику, значение некоторых малоупотребимых или употребляемых сейчас в другом смысле слов.
- Шесть песен из "Божественной Комедии" Данте, по три из каждого царства (номера нам были даны заранее) - уметь разбирать в подробностях, со всеми значениями и двойными смыслами
- Фундаментальный труд Джордано Бруно "La Cena de le Ceneri" (русские переводы названия достаточно бессмысленны из-за игры слов), прочитать и знать в подробностях. Поскольку в произведении полно двойных смыслов и аллегорий, знать про них по возможности всё.
По этому поводу, кроме лекций профессора (которых, к сожалению, было на наш взгляд мало), нам предлагалось проштудировать следующий список литературы:
- Классический пятитомник Луперини (пособие по литературе со всеми авторами и текстами) - хорошо хоть список авторов был, а то бы все пять томов пришлось целиком штудировать
- Божественная Комедия - в оригинале, естественно
- две фотокопии статей нашего профессора по поводу "Cena" Джордано Бруно, одна на двенадцать страниц, а вторая на тридцать пять)
- собственно книга Бруно в оригинале
- совершенно чудовищная книга некой мадам Блюэль (у нас теперь ругательство такое новое) о творчестве Бруно, и в основном об одной его комедии, написанная жутким языком с морем воды и бессмысленного словоблудия, из которого, продираясь сквозь плотные заборы слов, которые не находил ни один словарь, надо было попытаться извлечь смысл, так как профессор нас предупредил, что он будет спрашивать.
Нам же профессор дал ещё одну книгу, учебник Казадеи, где более подробно было изложено про литературные направления. Ну, чтобы компенсировать культурный фон, так сказать.
Не буду рассказывать, как мы готовились - про это страшно вспоминать (особенно учитывая и то, что это экзамен для нас первый на итальянском языке, для меня первый, за последние 16 лет, да ещё и по такому предмету).
Лучше расскажу о самом экзамене.
Записались на экзамен мы на сайте. Кроме нас на сегодня записалось всего лишь три человека.
С собой мы привезли кучу литературы, конспекты, записи, плюс распечатки русских переводов (ну уж простите!), и толстенный словарь.
Мы, кстати, молодцы, что всё это привезли - профессор сказал передать остальным, кто запишется на следующие дни, что литература - это книги, так что без книг он будет выгонять с экзамена.
Народу, кстати, пришло довольно много: сдавать всего пятеро, и ещё человек десять с лишним посмотреть и послушать, что будет на экзамене, а также просто поддержать. Здесь так принято.
У профессора был список тех кто записался, и он вызывал всех по порядку. Каждый садился перед ним, и отвечал на его вопросы. Так, чтобы все его слышали - никаких междусобойчиков.
Никаких билетов, никакой подготовки - профессор задаёт вопросы, ты отвечаешь. Пользоваться литературой можно конечно, но только именно в помощь - прочитать ответ целиком не получится. Либо знаешь, либо не знаешь.
Одна наша однокурсница, кстати, сегодня так и не сдала. Она ничего не смогла ответить на один из вопросов. "Но я ведь предупреждал вас, что необходимо знать все темы, которые я вам дал, так что не обессудьте!"
Так что нам пришлось сдавать наравне со всеми. Без особого снисхождения - нет, ну понятно конечно, что небольшую скидку на наше знание языка профессор делал, но весьма небольшую, если честно. Мне в конце прямо сказал: "лексикон у вас при обсуждении такого сложного предмета мог бы быть и побогаче". Ну мог бы, сам знаю.
Но похвалил, за то, что видно, что всё штудировали и всё читали.
И вкратце о вопросах, на которые мне пришлось ответить:
- Школа "дольче стиль нова", основные представители, особенности стиля
- Торквато Тассо, вкратце рассказать о нём, об его главном произведении (вспомнить, что это "Иерусалим Освобождённый"), а также рассказать, что отличает это произведение от других рыцарских романов той эпохи и перечислить главных героев.
- Разбор первой песни "Рая" Божественной Комедии
- Метафоры и аллегории во втором диалоге "La Cena"
Ну, в общем, как-то что-то я рассказал. Катя сдала лучше меня - но она молодец, она гораздо тщательнее меня готовилась.
Да и я бы без неё не сдал, конечно.
И вот теперь в наших зачётках (за зачётками я предусмотрительно на той неделе смотался в Палермо) появился первый экзамен.
Ещё пришлось сбегать распечатать ведомости - оказывается, их надо распечатывать с сайта и приносить с собой.
Но теперь фффффух... Первый экзамен есть.
Кстати, греческую историю мы решили перенести на лето, так как поняли, что всё-таки свободное владение языком очень важно для гуманитарных дисциплин: как бы ты хорошо не знал предмет, но если ты не можешь о нём рассказать, не подбирая постоянно слова, то это знание твоё с большой вероятностью не окажется оцененным по заслугам.