Оригинал взят у
mgsupgs в
Последний поезд в жизнь. 25 ноября 1938 года британские граждане услышали по радио BBC призыв от Херберта Сэмюэла временно взять на попечение еврейских детей. Вскоре поступило около 500 предложений, а волонтёры начали посещать потенциальные приёмные дома и составлять отчёты об условиях проживания. Размещение еврейских детей в еврейских домах отдельно оговорено не было. Волонтёры также не слишком тщательно исследовали мотивы и характер приёмных родителей. Требования заключались лишь в следующем: дом должен был казаться чистым, а семья респектабельной.
В Германии была создана сеть из волонтёров, которые работали круглосуточно, чтобы создать приоритетные списки тех, кто находился под наибольшей угрозой. В низ входили подростки, которые были в концлагерях или под угрозой ареста, польские подростки и дети, которым угрожала депортация, дети в еврейских детских домах, дети, родители которых находились за четой бедности, и дети, один из родителей которых находился в концентрационном лагере. Когда юные потенциальные беженцы были выявлены и сгруппированы по спискам, их опекунам или родителям была сообщена дата поездки и информация по отъезду.
Айхманн, а именно он ведал в рейхе иммиграцией, поставил следующие условия: только один чемодан, одна сумка, одна фотография и не больше 10 рейхсмарок наличными, вывоз всего остального, в том числе книг и игрушек был запрещён. Были запрещены и проводы детей родителями, для этого родители не допускались на перон вокзала.
15 ноября 1938 года, через 5 дней после событий «Хрустальной ночи», «Ночи разбитых витрин» в Германии и Австрии, делегация британских еврейских лидеров обратилась лично к Премьер-министру Великобритании Невиллу Чемберлену. Среди прочего, они просили британское правительство о разрешении временного ввоза в страну еврейских детей без родителей и других сопровождающих.
На следующий день Британский кабинет обсуждал этот вопрос, и впоследствии подготовил законопроект для представления в Парламенте страны. Законопроект гласил, что правительство откажется от некоторых иммиграционных требований с целью сделать возможным въезд в Великобританию несопровождаемых детей от младенческого возраста и вплоть до 17 лет.
Ни о каких ограничениях на число беженцев публично никогда не сообщалось. Первоначально планировалось ввезти в страну 5000 детей, однако когда Министерство по делам колоний отклонило просьбу разрешить ввоз 10 000 беженцев на подконтрольную Британии территорию Палестины, планы были вынужденно пересмотрены и число планируемых к перемещению в Британию юных беженцев увеличилось до 15 тысяч.
Аналогичные, но гораздо менее организованные действия предпринимались и в США. Операция известна под названием «Тысяча детей» (англ. The One Thousand Children, OTC) и её результатом стала доставка в США в период между ноябрём 1934 и маем 1945 года около 1400 еврейских детей в возрасте от 14 месяцев до 16 лет. Как и спасённые «Киндертранспортом», они были вынуждены оставить в Европе своих родителей.
В 1939 году сенатор Роберт Ф. Вагнер и конгрессмен Эдит Роджерс представили в Конгрессе «Закон Вагнера-Роджерса» (англ. Wagner-Rogers Bill). Его основной целью было сделать возможным вывоз в США с территории нацисткой Германии 20 000 еврейских детей в возрасте до 14 лет без сопровождения родителей. В феврале 1939 года этот законопроект не получил одобрение Конгресса[22]. Одним из аргументов против принятия законопроекта было то, что разлучение детей с родителями, по мнению конгрессменов, противоречило «заповедям Бога»[23]. В отличие от британского правительства, которое отказалось от многих миграционных требований для «Киндертрансопорта», правительство США на такие меры не пошло. Более того, документально подтверждено, что Государственный департамент намеренно осложнил условия получения въездой визы для любого из еврейских беженцев.
Карта первого маршрута.
Схема всех маршрутов Киндертранспорта.
Отбытие из Голландии.
Прибытие в Великобританию.
Некоторые были отправлены с номерным удостоверением личности, содержащим фото и надпись: «Этот документ, удостоверяющий личность выдаётся с согласия правительства Его Величества в Соединённом королевстве молодым людям, чтобы быть принятыми в Соединённом королевстве для воспитательных целей под патронажем Интернационального комитета. Этот документ не требует визы».
Транспорт из оккупированной нацистами Европы продолжал приходить вплоть до 1 сентября 1939 года. После окончания войны несколько тысяч детей-беженцев остались в Великобритании, и, повзрослев, внесли значительный вклад в британские вооружённые силы, промышленность, торговлю, образование, науку и искусство, в защиту и процветание приютившей их страны. Четверо стали лауреатами Нобелевской премии.
Памятники в честь Киндертранспорта в городах Европы
Операция «Киндертранспорт» (англ. Kindertransport) - спасательная операция, которая состоялась за 9 месяцев до начала Второй мировой войны. Её суть заключалась в перевозке и размещении на территории Великобритании детей, признававшихся на основе Нюрнбергских расовых законов евреями, из нацистской Германии, Австрии, Чехословакии, Польши и вольного города Данцига.
Великобритания (включая доминионы) приняла почти 15 000 юных беженцев. Они были расселены в приёмных семьях, хостелах и фермах страны. Большинство детей пережило войну, но лишь очень немногие воссоединились с родителями, так как часто эти дети были единственными оставшимися в живых из своих семей.
Юбилейный поезд через 70 лет.
Источники :
Операция «Киндертранспорт» ,
вики,
wiki,
и дополнен фотовидеоматериалами из открытых источников.
Click to view