Почти два летних месяца я путешествовал на машине. Проехал более 17 тыс. километров по 22-м областям России, через Украину и Молдову добрался до границы с Евросоюзом. Затем колесил по 12 европейским странам.
И вот, вернувшись в родные сибирские края, я резко ощутил контраст качества дорог, которые ведут в мой малый городок Тару, что в 300 км от Омска. К сожалению, в Омской области дороги оказались хуже всех, преодоленных мною ранее российских автосрадах, не говоря уже о европейских.
По делам мне часто приходится мотаться в Омск. Иногда по 4 раза в неделю. И многие жители Тары вынуждены часто ездить в областной центр, чтобы выправить какие-то бумаги, с отчетами, за согласованиями, на совещания по своим производственным делам, на прием к врачам в специализированные больницы, на учебу, за покупками и.т.д.
От дороги зависит жизнь немалого числа людей. Я даже думаю, что в наш век движения дорога становится чуть ли не вторым домом для человека. А хорошая дорога нужна и по пути к основному твоему дому, в детский сад, школу, больницу.
Все это влияет на настроение людей, привлекательность того или иного поселка или города, предопределяет поиск места работы и вообще жизненный выбор. А расхожая присказка о двух российских бедах - дураках и дорогах - не становится менее актуальной.
Реже всего сейчас нашей дорогой от Омска до Тары, трассой областного значения, кажется, пользуется омский губернатор. В конце 90-х он приезжал сюда на машине, а в последние годы предпочитает вертолет. Народ грустно шутит по этому поводу. Мол, не ездит высокий чин по этой дороге, вот и становится она хуже год от года.
Поездка в дальнюю дорогу у нас всегда похожа на испытание с неизвестным финалом. 300 км стресса, постоянного напряжения за рулем - как бы не угодить в очередную яму, не съехать в кювет, не потерять колесо после очередной выбоины, похожей на пропасть.
И недаром вдоль трассы стоят кресты и висят траурные венки. По обочинам - пострадавшие с домкратами и ключами, меняющие угробленные диски и покрышки на запасные колеса. В кюветах - перевернутые машины. Родители, отправляя студентов в Омск, больше всего переживают именно за переезд - доедет или нет ребенок до города без приключений…
Ежегодно на этой трассе гибнут люди. Полгода назад машина редакции, где я работаю, тоже попала в аварию. Один журналист, Сергей Исаев, погиб, другие получили травмы.
Кричащим и безнадежным одновременно наше бездорожье становится в осеннюю пору. В городе Таре все неасфальтированные дороги превращаются в грязное месиво.
Однако жизнь не останавливается, люди вынуждены здесь жить, передвигаться и вообще - на что-то еще надеяться.
Деревенским жителям нашей сибирской глубинки и вовсе не позавидуешь. Им часто нужно ездить в районный центр - в Тару - за теми же бумагами, хлопотать по пенсионным делам, каким-то льготам, субсидиям. Рейсовые автобусы в распутицу не ходят, ведь в районе минимум дорог, покрытых асфальтом - только до ближних сел. Поэтому, например, жители села Литковка ездят в город на молоковозе.
Когда у нас улучшатся дороги? Вопрос риторический. О них говорят постоянно, особенно перед очередными выборами, причем всегда в будущем времени - "будет", "запланировано", "построим"… И сейчас нам что-то обещают. Причем первыми в списках правящей партии как раз находятся чины, которые обещают больше всего, но не ездят по нашим дорогам.
Пост опубликован с согласия автора - Алексей Мальгавко.
Просьба при перепосте на автономные сайты уведомлять автора и оставлять активную ссылку на
источник.