В чулане на Хабре томится хороший пост про Данию.

Jan 09, 2013 12:20

Дания: страна победившего здравого смысла

Оригинал тут: http://habrahabr.ru/post/164663/

Вот уже полгода, как я живу в Копенгагене, столице Дании. В этой статье я хочу показать, почему я считаю эту страну королевством адеквата.

«Доверяй, но проверяй» - это про Данию.

Доверие

В торговом центре под странным названием «Magasin» я спросил, как они контролируют воровство - ведь камер наблюдения совсем не видно. Ответ был простой - а камер нет. На каком-то этапе они пришли к выводу, что уровень краж не превышает допустимый порог, и им выгоднее отказаться от наблюдения и просто доверять людям.

Как-то я решил арендовать лодочку покататься по каналу. На мой вопрос, какие документы нужно приносить, ответили, что никаких, «мы в Дании доверяем людям» был ответ. Оно-то понятно - далеко на вёслах всё равно не уплывёшь, но подкупает, ничего не скажешь.

Если таксист говорит, что «Ну тут примерно крон 200 получится», то может выйти и 150.

В метро нет турникетов - просто садишься в поезд и едешь.

Контроль

Доверие не означает распущенности. Датчане всё очень чётко контролируют.

С одной стороны, полиции почти не видно - назойливого наряда милиции/полиции, как у нас, на каждой станции метро, нет. ГАИ я вообще ни разу не видел.

С другой стороны, есть проверяющие. Например, то, что в метро нет турникетов, не означает, что все норовят проехать зайцем. Как раз наоборот. Ходит специльный проверящий и внимательно, не забывая улыбаться и благодарить, смотрит билеты. Те, у кого билет кончился, либо те, кто забыл оплатить провоз велосипеда, выводятся на перрон и им выписывается немалый штраф - 700 крон ($125).

Моей коллеге как-то выписали штраф за проезд на велосипеде на красный свет - 1000 крон ($175).

Проездной на метро сделан так, что не подкопаешься: это такая пластиковая книжечка, с одной стороны - перманентный талон с перечислением доступных зон метро и вашей фотографией, с другой - сменный талон на текущий месяц, причём контрольный номер у обеих частей совпадает.

Я видел, как по моей улице вечером шли 2 человека в униформе и с фонариком - проверяли паркововочные талоны под лобовым стеклом.

Правда

Как известно, в СССР не было ни секса, ни проституции, ни гомосексуализма, ни наркомании. Все конечно понимают, что они присутствовали и что власть имущие с помощью статистики и очковтирательства пытались сделать хорошую мину при плохой игре.

В Дании не так. В привокзальном районе по вечерам стоят негритяночки, в городе ежегодно проходят гей-парады, в центральном квартале и при этом самопровозглашённой стране Христиании можно свободно и недорого купить косячок. Однако при этом власти не делают вид, что этого нет - они предпочли локализовать проблему: можешь укуриваться в Христиании, но желательно только там.

Люди

Стандартный русский богач - это, как правило, наглый пузатый дядька на джипе. Стандартный богатый датчанин - в очень хорошей спортивной форме, улыбчив, ездит на метро или такси. В веренице моих начальников и инвесторов все пробегают 10 км не больше чем за час, многие бегали марафоны. Вообще спорт очень популярен - по пути домой я встречаю до десятка бегунов, даже сейчас в январе.

Большинство датчан, от подростков до старушек, говорят по-английски.

Всем по барабану, как ты выглядишь и чем занимаешься. Я видел девчонок в шубе и на каблуках, едущих на велосипеде (у нас бы это как-то в голове не укладывалось). Помимо обычных велосипедов, взрослые дядьки могут ехать и на полулежачих велосипедах, и на самокатах, и на гибриде роликов со скейтом да ещё и с лыжными палками в руках.



Позволю себе сравнить русского и датского программистов. Из моего опыта, начальство может сыграть на чувстве ответстенности славянского инженера, и при нахождении важного бага наш человек может решить остатьтся после работы и доделать авралом. А датчанин же ответственно начнёт назавтра на свежую голову.

Учёба

Что поразило: студенты департамента архитектуры делают выпускные работы не на абстрактные темы, а проектируют реальные архитектурные формы, которые будут стоять в Копенгагене. Они могут ткнуть пальцем в карту города и сказать, что, мол, вот тут у центральной площади будет стоять парковка для велосипедов, эскиз которой я сейчас рисую.

Власть

Вообще показательна такая история: во второй мировой войне Дания сдалась без боя, но когда фашисты приказали евреям надеть нашивки со «звездой Давида», первым её прилюдно надел датский король, а за ним последовали и простые датчане.

Я помню, как проезжал кортеж какой-то шишки. Никаких пробок на несколько часов - подъехали 4 мотоциклиста, перекрыли ключевые точки перекрёстка, знаками руками показали тем, кто не понял или не увидел, остановиться. Проехал кортеж, а перед ними - другая четвёрка мотоциклистов, которая поехала перекрывать следующий перекрёсток. Снялись - поехали. Вся процедура заняла 1.5-2 минуты.

Меня впечатлила вот эта фотография на выставке (извините за качество). На ней изображен Йенс Отто Крог, в тот самый момент занявший пост премьер-министра. При этом на переднем плане видна стёртая подошва его туфель. Может, конечно, пиар вроде дешёвых часов Обамы, но впечатляет.



Про армию. Как-то я разговаривал с датчанином, который служил в Афганистане. Этот жизнерадостный парень вспоминал контрактную службу как курорт - да, стреляли, но зато у них было всё - лучшее обеспечение и еда, хорошее жильё, большая зарплата. Хочет поехать ещё.

Технологии

Метро - одно из лучших в мире, беспилотное, то есть спереди и сзади - лобовое стекло; тоннели ярко подсвечены, так что на переднем сидении прекрасный обзор.



Билет на метро можно купить SMS-кой.

В пригородних поездах S-Train есть wi-fi.

Прекрасно организованы очереди. Подходишь, нажимаешь кнопку на аппарате, берёшь появившийся талончик с порядковым номером и ждёшь, пока он высветится на табло (обычно быстро). У нас такое тоже начинает появляться, а тут так везде - и в министерстве, и в обменнике на вокзале, и на почте, и в кондитерской. Техника вроде «я только спросить» теряет смысл.

Ещё зарисовка налаженной системы. У меня не прошёл запланированный платёж в клиент-банке. Чтобы я об этом узнал, банк послал мне извещение бумажной почтой. Я получил это письмо вечером того же дня.

Кстати о письмах. Когда на почтамте отдаёшь письмо на отправку, адрес отправителя перечёркивают ручкой - чтобы на сортировочной сэкономить время на «парсинг» адреса получателя.

Экономия воды

В Киеве есть такое место - «Музей воды». Так вот, он создан при поддержке Министерства окружающей среды Дании для улучшения информированности населения относительно ценности водных ресурсов.

В Дании практически нет ванн. Ванная комната обычно очень маленькая, совмещённая с туалетом. Таким образом датчане экономят воду.

Из крана здесь течёт питьевая вода, обогащённая кальцием - такую не грех экономить.

Электронные деньги

Тут мне как-то подарили классный бумажник, но ирония в том, что в Дании он не нужен. Я достаю его только когда лечу в другие страны. Как правило, с собой мне приходится носить лишь банковскую карточку, ну плюс проездной. Карточкой можно расплатиться почти везде - не только в торговых центрах, но и на почте, и в бутербродной, и в такси.

Нельзя оплатить карточкой только проезд в автобусе (альтернатива - метро и S-Train) и всё, что продают с рук - вещь на блошином рынке, дары Христиании, и т. д.

Транспорт

Система транспорта налажена так чётко, что есть специальные сайты, с помощью которых можно проложить маршрут из пункта А в Б с пересадками с точностью до минут. Сюда входят: метро, пригородние поезда S-Train, автобусы и речные трамваи.

В S-Train есть специальный вагон для велосипедов.

Велосипеды - вообще целая песня. Я вам не скажу за всю Европу, но мне кажется, что их тут больше, чем, скажем, в Нидерландах. И одиночные, и тандемы, и с люлькой спереди, и с седлом для малыша сзади, и полулежачие с педалями спереди. Конечно, для этого есть инфраструктура - повсюду (не только в центре) есть широченные велодорожки, разметка, специальные светофоры, бесплатные шланги со сжатым воздухом.

«Налог на роскошь»

Пиво в супермаркете стоит 8-10 крон ($1.5), в баре - 50-70 ($9).

Налог на покупку машины составляет 100-200% (да, сто-двести процентов).

Вообще налог с зарплаты составляет около 40%, и видно, куда тратятся эти деньги. Например, детей, которые ходят в подготовительный класс датской школы, возят на такси за государственный счёт, а такси здесь очень дорогое.

В общем, Дания произвела на меня неизгладимое впечатление своим здравомыслием.

Если бы современный Пётр I решил отправлять студентов учиться в Европу, я бы пожелал ему выбрать именно эту страну.

Да, да, в комментариях мы ждем новостей об ужасах местной ювенальной юстиции, зверствах нац. меньшинств, о кризисе и о том как Дании в частности и всем Европам/Америкам скоро наступит хана. отзывов от датчан, которые уже пожили в Дании больше года-двух.
От себя лично подтверждаю, все знакомые датчане рассказывают то же самое, что в посте написано.

Дания, личный опыт

Previous post Next post
Up