Оживление души

Nov 03, 2009 15:24



Не ожидала, что моя предыдущая статья про возрастные инициации вызовет такой отклик. Спасибо всем за обратную связь! И продолжаю цикл  статей на эту тему.


 Фото Сергея Кузюткина

ОЖИВЛЕНИЕ ДУШИ

Когда мы решаем придти в этот мир, мы рождаемся с настроем на жизнь. Посмотрите на детей, насколько они естественны в своих желаниях, в проявлении чувств и эмоций! Дети чувствуют мир, чувствуют людей - они в постоянной сонастройке с окружающим. Когда мы с вами были детьми, мы были точно такими же чуткими.

Когда мы повзрослели, с нами произошло нечто, что эту настройку сбило. Мы перестали быть гибкими, спонтанными, искренними. Стали сдержанными, рассудительными, благопристойными. Более функциональными. Менее живыми. Мы научились себя вести… Куда?

Однако взросление вовсе не означает омертвение (а как ещё назвать это состояние, когда перекрывается естественное течение жизни?).
По-хорошему, взросление - это наработка навыка, когда через сонастройку с миром можно не только отслеживать его состояние -  как это делают дети - но и принимать соответствующие решения, чтобы им управлять. Управлять в той его части, которая в нашем ведении, и тонкое чувствование, кроме прочего, показывает нам границы этого ведения. Если не ведомо - не лезь! 
   Но мы лезем - давать советы и примеры, судить и осуждать, критиковать и подхваливать. При этом очень даже уверены, что причиняем той, второй, стороне исключительно добро. А чувствование другого человека - не на уровне эмоций, а глубже, на уровне того, что его заботит, что у него болит, что его волнует - нам кажется чем-то из сверхвозможностей, экстрасенсорикой с телепатией. А ещё есть интуиция - такая необъяснимая штука, которая у некоторых иногда срабатывает.  
  В традиционной культуре такое чувствование развито достаточно сильно, причём на бытовом уровне. В русской культуре - тоже, и язык сохранил это знание, прямо называя «ответственный орган»: «Сердцем чую, что-то тут не то!», «Душа у меня к нему не лежит», «Чёрная у него душа», «Светлой души человек», «С души воротит».     
   Душа - вот то «место», которое и которым человек «чует». Вот через что он настаивается на окружающий его мир и живёт с миром в ладу. 
   К  сожалению, в нашей цивилизации с душой не всё в порядке. Не стану сейчас лезть в дебри христианской религии, которая стержнем держит все эти процессы - я всё-таки мало оцерковлённый человек и к православию отношусь больше как к архитепической части российской культуры. Возможно, в христианстве есть некие глубины духа, которые мне не видны на уровне церковных служб. Я вижу всё больше твёрдые тарифы на церковные услуги и игнорирование священнослужителями церковных правил (Например, сдача под концерт зрительного зала в Храме Христа Спасителя за неслабую сумму в самый разгар строгого поста, когда все развлечения церковь не приветствует). Возможно, Церковь действительно что-либо знает про душу, раз печётся о её спасении. Но делает это, ОТДЕЛЯЯ душу от ТЕЛА. То есть, объявляя телесные желания и проявления запретными, греховными, плохими…  
А между тем, где живёт душа? В теле. И только через телесные сигналы она может дать о себе знать. Ведь как бы не стремилось вверх дерево, без хорошо развитой корневой системы оно обречено… 
Церковь,  соглашаясь с наличием души, говорит, что она - божественная суть, являющаяся в этот «грешный мир». И попутно задаёт ещё одно программное убеждение: мир грешен, плох, опасен для души. При такой картине мира получается, что бедная душа держит оборону, сражаясь и с грязным миром, и с грязным телом, а любовь, радость и красота - она где-то там, на небесах. Или в храме. 
Я не знаю, зачем церкви такая картина. Я не знаю, каким был мир в то время, когда пришло христианство. Я не знаю, каким было первохристианство - до наших дней дошла «улучшенная версия». Поэтому я не берусь судить и опровергать эти, базовые даже для атеистов, убеждения - они встроены в бессознательное. 
  И всё-таки, церковь хотя бы признаёт существование души. Воинствующий материализм, на ура принятый большевиками, пошёл ещё дальше: было объявлено, что и души нет. Нельзя пощупать-взвесить-измерить? Тогда всё - химера, миф, «опиум для народа»! Вынув из советского человека душу, ему начали прививать СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, сливая в зияющую пустоту лозунги и плакаты. При этом и тело у человека тоже отняли. Окончательно. Оно стало принадлежать государству, и потому не имело право ни на что, кроме как на производственные отношения (Мне достаточно лет, чтобы помнить - в нашей стране секса не было. Была семейная жизнь и «связи, порочащие моральный облик коммуниста (комсомольца)» И это в довольно мягкие брежневские годы!).
  Тела нет, душа игнорируется… Общество состоит из «головстиков» без тела (помню, как в журналах рисовали человека будущего: раздутая голова на тонком рахитичном тельце). И даже язык это отразил: Со-знание вместо Со-чувствия. Совместное знание и совместное чувствование…
  Зачем так делалось, я увидела. Когда человек перестаёт чувствовать себя, своё тело, он перестаёт чувствовать мир. Мир живой, он меняется каждый миг, каждую секунду. И когда я мир ЧУВСТВУЮ, то и я каждую секунду, каждый миг меняюсь, подстраиваясь под эти изменения, чтобы быть с ними в ладу. И если с миром что-то не так (точнее, с людьми, которые пришли ко мне из этого мира, с поступками, к которым, я чувствую это, «душа не лежит»), я могу принять решение, что же мне делать дальше, как действовать. То есть, идёт разделение управляющих моей жизнью процессов: часть решений я принимаю бессознательно, опираясь на сигналы тела-души, часть - сознательно, подключая разум и решая, что мне делать в ситуации, которая требует РАЗРЕШЕНИЯ (в смысле «разруливания»).
  Но что происходит, когда тела «нет»? Когда сигналы от него блокируются и в расчёт берётся только разум? Тогда нет тонкой и быстрой подстройки к меняющемуся миру - через разум этого не сделать. Разум - нечто вроде компьютерного процессора, где сигналы отцифровываются и переводятся в двоичную систему. В голове это выглядит как «правильно-неправильно», причём правила устанавливает некий программист, кто-то со стороны. Не я сама, исходя из движения моей души, потребностей тела и учёта сонастройки с потребностями и движениями окружающего мира, а некто более умный, старший, умудренный (родитель, учитель, вождь), который больше меня знает и заставляет делать именно так. Даёт мне РАЗРЕШЕНИЕ (в смысле позволения)
  На самом деле, как мне видится, и это вполне полезное состояние, но только в период взросления, когда ребёнок учится сонастраиваться с миром и понимать, что он - не единственный человек, есть и общество со своими целями, задачами и потребностями. И некто старший, разрешающий поступать так, позволяет ребёнку получить свой урок, но при этом несёт ответственность за его поступки. Но когда в этом состоянии задерживают всю страну (как, впрочем, и европейскую цивилизацию) - получается хронический пожизненный конфликт между «хочу» и «нельзя», куда уходит вся сила, изначально предназначенная для радости от жизни. Отсюда - суета в следовании чужим целям, хондрозы и кифозы от зажима в теле собственных желаний и жизнь не как процесс, а как результат, за который кто-то ВЕЛИКИЙ поставит оценку. (Причём  в разряд последних может попасть сосед или приятель, раз им по силам испортить мне радость, чего-нибудь моё раскритиковав).
Сейчас очень популярным стал фильм «Секрет», написанные на его основе книжки (это для гуманитариев) и теория Трансерфинга Вадима Зеланда (которая о том же, но для технарей). Эти фильмы-книги возвращают понятие души, причём делают это приемлемым для «головного» человека способом: рассуждая, рисуют картину мира, где душа на равных с разумом решает, как жить дальше. Зеланд ещё даёт понятие маятников - неких штук, куда, собственно, и уходит созидательная энергия наших душ, которая изначально должна бы идти нам на радость (о, вылезло словечко «тебе на пользу», тоже хорошее слово «из головы», отсекающее естественные желания тела). Так вот и Трансерфинг (успешно запустивший собственный маятник и получивший толпы приверженцев), и «Секрет» рассказывают, собственно, о том же, о чём наши предки знали безо всяких теорий, выразив всю эту философию в простой поговорке: «Как аукнется, так и откликнется».
  Если «аукаем» только из головы, старательно следуя надиктованным кем-то правилами, скорее всего «откликнется» как-то криво - или не так, или не оттуда, или не про то. И «аукнувший» остаётся раздосадованным, огорчённым, виноватым, разозлённым - каким угодно, только не радостным от хорошо сладившегося дела. А всё потому, что только через голову, одновременно анализируя сделанное, просчитывая пути наступления-отступления, варианты развития событий, что люди скажут, чем платить, за что ответить, как оправдаться, где искать виноватых - фиг аукнешь. Я тут не солистка, я тут голос в каком-то хоре, и не факт, что ведущий. И ауканье больше похоже на перебранку, а за результат отвечать мне. 
  А вот когда «Ау-у-у!» - из состояния открытой души, когда ну вот хочется именно сейчас аукнуть именно туда и именно так - без объяснения причин и ожидания результата - тогда я солистка. И меня слышат. И отвечают мне так, как действительно надо мне. Моей душе.
   И тогда происходят удивительные совпадения. Невероятные встречи. Неожиданные подарки. Жить становится радостно и интересно, потому что мир, оказывается, другой.
   Не злой. Не равнодушный. Не грязный. Он просто есть. И я в нём есть. И настраиваюсь на него так, как могу. И вижу то, что могу увидеть и заметить.

Так вот, про настройку. (ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ).

Previous post Next post
Up