Эта заметка стала топовой на Конференции Professionali.ru. Мне показался интересным опыт этого человека, поэтому я даю его статью здесь.
Представляю: Лев Штернберг и его выводы о буквах, звуках и обучении детей чтению.
Обучая дошколят чтению, я столкнулся со странным фактом. На Востоке дети обучаются чтению без всяких проблем и очень быстро, буквально за пару недель. А в Европе дети имеют массу проблем. Доходит до того, что часть детей даже заболевают легастенией - стойкая неспособность обучиться чтению. В России таких легастеников 3%, в Германии 8%, в Англии, Америке и Франции - выше 8% (то есть каждый шестнадцатый француз и англичанин не может научиться читать - это официальная статистика!) При этом в Израиле и в Японии эта цифра равна нулю.
Я попробовал российских детей обучать по восточным принципам. Думал, маленькие дети всё-равно не знают, каким именно правилам будут учить их в школе - почему бы не познакомить их сначала с простыми восточными правилами, а потом усложнять до европейских? Подумал я так, и сделал. В результате за год я обучил хорошему быстрому чтению более пятисот детишек, без единого серьезного срыва.
Я утверждаю, что в европейской педагогике прочно укоренились ошибочные представления о звуках речи.Например, все учителя говорят (да и во всех учебниках и справочниках написано) о гласных и согласных звуках.
На самом деле звуки не бывают гласными или согласными, - утверждаю я. Каждый звук - это НЕДЕЛИМОЕ сочетание согласных и гласных признаков.Звук МА, звук ПА, звук БУ... Именно эти признаки обозначаются буквами, но не сами звуки. Буква получается лишь "половинкой" звука. А так как ползвука даже выговорить невозможно, то дети не понимают, о чем же далдонят взрослые, и что же такое буква. И абсолютно все дети, которые еще не умеют читать, утверждают, что слово МАСКА начинается со звука МА, а слово МУХА - со звука МУ.
Когда взорслые говорят "М и А будет МА", вместо звуков они произносят названия букв, и дети их не понимают. Потому что для детей М - это один звук, А - это второй звук, а МА - это третий звук, отличный от М-А.Так, например, буквы Я, Ё, Ю, Е не могут быть гласными, потому что они начинаются с согласной фонемы Й.
Звуки А, О, У, Э, И, Ы так же не гласные, ибо они начинается либо с твердого приступа (щелчок в гортани - согласный призвук, похожий на покашливание), либо с мягкого приступа (свободный выдох). У арабов и у евреев есть даже буквы для этих двух консонант. Славяне не замечают это гортанное движение, потому что оно не влияет на образование слова. В русском языке неважно, начинается слово АКУЛА со свободного выдоха или с гортанного щелчка. А вот в немецком языке твердый приступ играет огромное значение. Но специальной буквы для этой согласной фонемы нету, парадокс.
В слове МАСКА нет ни одного звука А.
Буква А есть, даже дважды, но звука А нету.
Ровно так же нет звука М.
Это слово состоит лишь из трех звуков (МА-С-КА), каждый из которых имеет консонантную и вокальную характеристику. Звук С в данном слове нуль-вокализирован.
Как известно, арабы и евреи используют так называемое консонантное письмо - гласных букв не пишут вообще, или в особо значимых текстах проставляют точечки-огласовки, которые без согласных букв существовать не могут. Именно так пытаются писать и европейские дети, в период начального обучения чтению. Именно так выглядели старославянские записи XII века. Чтобы записать звуки А, О, У и прочие "гласные" в начале слова, евреи и арабы применяют одну из согласных букв, которые обозначают либо щелчок в гортани, либо свободный выдох.В Японии используют слоговые иероглифы. Каждый один знак обозначает сразу связку "консонант его огласовка".
Представьте себе , что звук МА пишется буквой ☼, звук А пишется буквой ♣, звук М пишется буквой ▼.
При таком письме ни одному японскому учителю не придет даже в голову заставить ребенка искать звук ▼ или звук ♣ в слове ☼☼
К слову сказать, дети на Востоке, за месяц обучившись родному чтению, далее легко и без проблем овладевают чтением английского.
Восемь лет назад двое британских ученых (имен я не помню) приехали в Японию с вопросом, почему в Японии нет легастении. "А наши дети умнее ваших!" - сказали японцы. Тогда англичане организовали группу японских детей, еще совсем не умеющих читать, и стали обучать их по английской методике. Результат - 9% легастеников. После этого довольные британцы вернулись домой и написали доклад, что японские дети НЕ умнее английских. Увы, никто не сделал вывода, что английских детей стоило бы сначала месяцок обучать по японской методике, то есть с помощью слоговых пиктограмм, и так избавиться от легастении в Англии и Америке.
Европейская теория очень часто смешивает четыре понятия - слог, звук, фонема, буква.
Я попробую математически разложить мою теорию:
Я - одна русская буква, один слог, один звук, две фонемы (ЙЯ) (Именно ЙЯ, а не онемеченное ЙА. Москвичи пытаются произносить "Я" жестко, завально, и навязывают свой говор всей стране. Правильное ЙЯ произносится более плоско, чам ЙА)
▄А - одна русская буква, один слог, один звук, две фонемы
ТЫ - две русские буквы, один слог, один звук, две фонемы
▄О-Н▀ - две русские буквы, один слог, два звука, четыре фонемы
Ё-Ж▀ - две буквы, один слог, два звука, четыре фонемы (ЙЁ-Ж▀) (именно ЙЁ, а не ЙО)
Е-ЛЬ - три буквы, один слог, два звука, четыре фонемы (ЙЕ-ЛЬ) (именно ЙЕ, а не ЙЭ)
КО-Т▀ - три русские буквы, один слог, два звука, четыре фонемы
К▀ -РО -Т▀ - четыре русские буквы, один слог, три звука, шесть фонем
П▀ -ЛА-С▀ -Т▀ - пять букв, один слог, четыре звука, фосемь фонем
С▀ -П▀ -ЛА-В▀ - пять букв, один слог, четыре звука, фосемь фонем
М▀ -К▀ -Р▀ -Т▀ -ЧА -Н▀ - семь букв, один слог, шесть звуков, двенадцать фонем.
Согласные и гласные фонемы являются согласными и гласными характеристиками реальных речевых звуков. Фонемы были изначально придуманы людьми для сравнивания, различения и приблизительной классификации звуков речи (именно речи, а не языка). Каждый звук при этом обязательно и неразделимо состоит из двух фонем, то есть каждому звуку можно условно дать согласную и гласную характеристики.
Слоги - это РИТМИЧЕСКАЯ единица речи (то есть не звуковая), и без слоговой структуры ритмичная речь существовать не может, как музыка без тактов.
Я предлагаю уточнить неразрывность двух условных фонем в одном реальном звуке. Зачем? Чтобы обучение чтению в Европе стало столь же легким, как на Востоке. И чтобы исчезла легастения. И чтобы не ставили диагноз "плохой фонематический слух" ребенку, который упрямо не желает найти звук М в слове МАМА. Детей таких очень много.
Полностью, со спорами и комментариями, тема даётся здесь:
http://professionali.ru/Topic/1632790/Чтобы войти, потребуется регистрация.