Культ 9 мая

May 09, 2016 16:09

Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху,
и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой…
(Исход, 20:4)

На этот раз я решил отойти от традиции и написать к 9 мая не про Вторую Мировую Войну, а про то, что в нашей стране происходит с культом Победы. Пост адресован, в первую очередь, моим верующим друзьям, хотя может быть интересен и другим. В любом случае, рассуждать сейчас я буду с позиций Христианства.

Праздник Победы не является чем-то выдающимся, особым с религиозной точки зрения. Да и с исторической тоже. Мы много разных побед одерживали, в том числе и очень тяжелых, кровавых. Много раз речь шла о выживании нашего народа. И нет ничего неестественного или неправильного в том, чтобы такие события отмечать. Среди церковных праздников такие тоже есть, например: праздник Покрова Богородицы, 1 (14) октября.
Вопрос состоит лишь в том, какого рода празднование уместно, а какое - нет; какого рода память уместна, а какая - кощунственна. И здесь верующему человеку очень важно видеть разницу между памятью и культом.
Мы очень любим обожествлять людей, события, эпохи, начисто забывая, что нарушаем при этом одну из десяти ветхозаветных заповедей. Конечно, Христианство не дословно воспринимает наследие Ветхого Завета, трактуя их уже в контексте учения Христа: так, иконоборчество признано ересью. Однако, смысл заповеди понятен и однозначен: христианин не должен обожествлять что-либо, кроме Господа Бога. Что же происходит с культом Победы?
Во-первых, обожествление Войны: поклонение ей, некритическое отношение к ней, вера в то, что страна была во всем права, вера в то, что победа - «наша» заслуга. Все это и многое другое принимается без каких-либо доказательств, а те, кто доказательств требуют или ставят что-либо из перечисленного под сомнение - воспринимаются как кощунники. Однако верующий в Христа не должен веровать в Великую Отечественную Войну. О ней нужно помнить и знать - как минимум столько, чтобы не возникало соблазна эту войну обожествлять. Да, в Христианстве есть понятие «священная война» - война за веру во Христа, но, даже если воспринимать Великую Отечественную (и всю Вторую Мировую) в этом контексте, то важно различать войну за веру и все остальное. Важно понимать, кто и когда воевал, защищая свою христианскую веру, а кто - за свои шкурные интересы (что тоже не обязательно плохо, вот только к священной войне отношения не имеет).
Во-вторых, обожествление воевавших. Поклонение им. Как будто мы не Православные, а Синтоисты, с их Храмом Ясукуни, где воздаются почести всем предкам, в том числе и военным преступникам. Важно помнить, что были люди, отдавшие свою жизнь за Родину, защищая семью и близких - а были и люди, совершавшие преступления: насиловавшие женщин, грабившие крестьян, убивавшие пленных и мирных жителей. Причем не только на территории Германии (о чем многие знают), но и на территории собственной страны (о чем нам любят напоминать «бывшие советские республики»). И, что самое страшное, зачастую те, кто отдал свою жизнь и те, кто насиловал и грабил - это одни и те же люди. А были и НКВДшные крысы, насиловавшие и расстреливавшие собственных женщин и детей в тылу - и они тоже числятся ветеранами! Война - страшное явление, не нужно торопиться осуждать тех, кто на ней потерял человечески й облик. Вообще христианину никогда не нужно торопиться кого-то осуждать. Но и обожествлять - тем более! Тем более заведомо несправедливо, уравнивая палачей и жертв и забывая про подвиг тех, кто умирал от голода у станка (в том числе в блокадном Ленинграде, но и по всей стране).
В-третьих, это обожествление памятников. Сотворение кумиров в самом дословном смысле. Запомните: невозможно «осквернить» памятник войне! Невозможно «осквернить» «вечный огонь»! «Осквернить» можно только культовый религиозный объект: будь то православный храм или языческое капище. Люди, говорящие об «осквернении» памятников где бы то ни было, люди, возмущающиеся сносу памятников как оскорблению памяти - они открыто признают себя дремучими язычниками! Не уподобляйтесь им. Да, можно говорить о художественной ценности памятников. Можно говорить об их функции сохранения памяти, напоминания. Люди других стран (да и люди городов России) могут спорить о том, память о чем должна присутствовать на их площадях. Все эти дискуссии вполне приемлемы для христианина. А вот их отрицание, истошные вопли об осквернении и оскорблении - есть страшное, бескультурное и греховное язычество.

Сегодня очень трудно противостоять всеобщему помешательству. Очень трудно сказать «нет, я не уважаю «ветеранов», среди них есть и герои, и подонки». Очень трудно сказать «нет, в Победе нет ничего сакрального». Очень трудно сказать «нет, меня не «оскорбляет» «осквернение» памятников». Но для православного христианина исповедание веры - первый и главный долг. Именно поэтому я написал этот текст. Не столько для того, чтобы кого-то чему-то научить или «раскрыть глаза»: каждый сам решает, как и во что ему верить. А для того, чтобы вслух произнести: я верую в Бога, а не в Победу, во Христа, а не в Сталина. Участники войны - не святые. Маршалы - не апостолы. А еще я очень надеюсь, что в России сохранилось достаточно свободы совести, чтобы здесь можно было оставаться христианином.
Previous post
Up