Коренной Перелом

May 08, 2015 19:01

Недавно в российском школьном образовании что-то в очередной раз изменилось. На вопрос школьникам, какие сражения оказались переломными в ходе Второй Мировой Войны, вместо «Москва, Сталинград, Курск» все чаще звучит «Сталинград, Эльаламейн, и этот, как его, на букву М» [Мидуэй]. Что в чем-то должно быть приятно… но не совсем. Похоже, новое поколение учителей истории что-то рассказывают про то, что война шла на разных театрах: англичане в Африке (с итальянцами), американцы на Тихом Океане (с японцами), а Гитлера типа победили мы. Какая-то такая теперь новая концепция Второй Мировой. Она более правдоподобна, но «гитлера победили мы сами» из нее никуда не делось.

КДПВ



Что характерно, этой очень живучей аберрации сознания не так уж много лет: где-то до Брежнева в СССР все, начиная от Жукова и заканчивая Сталиным, подчеркивали ключевую роль Союзников в войне. История с «не открывали Второй Фронт» - она как раз оттуда, мол, как только открыли - так сразу Гитлеру и конец пришел. Сейчас этот миф уже безнадежно устарел и практически не воспроизводится школьниками/студентами. К сожалению, новый миф не то, что хуже, а просто намного опаснее.
В рамках борьбы с этим заблуждением я попробую рассказать о событиях, которые действительно стали переломными во Второй Мировой. И которые нельзя приписать одной стране. Это «Ультра», «Торч» и «Битва за Англию» (да-да, ее тоже нельзя приписать в заслуги одних лишь англичан), а также «балканская авантюра Черчилля».
Не знаю, когда будет и будет ли продолжение про остальные три, но сегодня я хочу рассказать про самый «очевидный» и непосредственный перелом в войне. Это операция «Торч» («Факел»).

В 1942 году на полях Второй Мировой сложилась очень тяжелая ситуация. немцы разгромили СССР на юге страны и вышли к Сталинграду и на Кавказ, практически разрезав коммуникации в СССР надвое. и На Атлантическом океане немцы с невероятной скоростью топили транспортный флот Великобритании, которая оказалась на грани голода. Также они вели переговоры о вступлении Турции в войну, которое означало скорую потерю Ирана, перерезание Ленд-Лиза и смертельное усиление голода в СССР. Японцы нанесли серию поражений Объединенным Нациям и практически отрезали Австралию от США. В Африке итало-немецкие войска в очередной раз разбили Объединенные нации и почти выбили их с Средиземного моря.
При этом основной проблемой для всех, включая СССР, было снабжение: страны Оси располагали прекрасными дорогами и должны были возить грузы на короткие расстояния, а Союзники - через моря и по бескрайнему бездорожью СССР.

Это был момент наибольших успехов стран Оси. Да, в конце лета 1942г. англичане остановили Роммеля в Африке, а затем в битве при Мидуэе американцам удалось нанести серьезное поражение японскому флоту. Но положение СССР оставалось критическим, японский флот все еще был равен американскому, а в Африке всем было очевидно, что Роммель перейдет в контрнаступление сразу же, как только отступит ближе к своим базам.
Еще до начала первых успехов Черчилль (Великобритания) с Рузвельтом (США) и их штабы поняли, что войну можно переломить только какой-то отчаянно дерзкой и рискованной операцией, сравнимой с прорывом немцев в Арденнах в 1940г. Можно обозначить несколько условий, которые определяли переломный характер операции:
-она должна была помешать немцам направлять новые войска на Восточный Фронт
-она должна была помешать немцам направлять новые войска Роммелю в Африку
-она должна была использовать новые (и как можно более короткие) линии снабжения, а не нагружать старые, и в результате сокращать, а не удлинять, дистанцию снабжения
-она не должна была отвлекать флот, войска и транспорты с Тихого Океана, где разворачивались тяжелейшие сражения около Австралии
-она должна была бить в «пустое место» (незащищенное, как Арденны), поскольку свободных сил было очень мало

Даже беглого взгляда на эти требования достаточно, чтобы понять, что самая очевидная идея: высадка во Франции - не удовлетворяла абсолютно всем критериям. Единственное, чего можно было добиться там - разбиться лбом о три десятка немецких дивизий (полмиллиона человек). Даже беглого взгляда достаточно, чтобы понять: нужно было найти самого слабого, самого беспомощного союзника Германии, и вывести его из игры ударом под дых.
И такое место было найдено! Французская Северная Африка. Да, там тоже находились десяток с лишним дивизий - но это были французские войска, плохо вооруженные, а сотрудничавший с немцами режим Виши не пользовался особой поддержкой населения. Для того чтобы осуществить эту операцию, нужно было всего лишь:
-незаметно перевезти 100.000 солдат через весь Атлантический океан, кишащий немецкими подлодками, а затем еще столько же подкреплений
-наладить снабжение войск через весь Атлантический океан (да-да, это и была КРАТЧАЙШАЯ линия снабжения)
-договориться с французскими войсками, чтобы те перешли на сторону Антигитлеровской коалиции
-договориться с местными кочевниками-арабами, чтобы те не грабили линии снабжения
-просто верить и молиться, что в операцию не вмешаются Испания (которая официально «дружила» с Гитлером) и французский флот (который намного сильнее собранных кораблей прикрытия)
-угадать с назначением командиров, из которых ни один человек еще не участвовал во Второй Мировой
-договориться со Сталиным, что он не обидится на эту операцию, причем так, чтобы о ней не узнали немцы (Черчилль лично летал на переговоры со Сталиным)
Ну, то есть это была такая «самоубийственная миссия», которая могла стоить Британской Империи и США 200.000 человек потерь, всех резервов армии и флота, а лично Черчиллю и Рузвельту - немедленной отставки. На подготовку операции ушли 4 месяца, и в ноябре 1942г. «Факел» зажегся.

Результаты? Немцам и итальянцам пришлось сразу перебросить в Тунис около 100.000 и 50.000 человек, соответственно. Дальше эта группировка только наращивала силы. Когда же Объединенные Нации одержали победу, в плен попало более 230.000 человек - в 2,5 раза больше, чем под Сталинградом. Более 200.000 немецких солдат, более 1000 самолетов и несколько тысяч танков вместо отправки на Восточный Фронт сначала завязли в Тунисе, а затем были там потеряны. Эти войска могли бы легко переломить ход Сталинградской Битвы.
Уже в середине тунисской кампании произошел первый перелом в борьбе за союзы: итальянцы начали отказываться от участия в немецких операциях, а французы перешли на сторону «Сражающейся Франции» де Голля. Если летом 1942г. у него было всего около 50.000 бойцов на всех африканских фронтах, то к концу 1942г. их численность выросла в 10 раз. После приведения этой армии в боевую готовность она сыграла огромную роль в освобождении Европы от немцев, но это уже другая история.
Наконец, после победы в Северной Африке линии снабжения Объединенных наций резко сократились, что сделало возможным высадку во Франции.
Если вы подумали, что в этой операции все получилось легко, то вы ошибаетесь. Англичане и американцы начудили во всем, в чем только можно было, начиная от полного бардака в снабжении и заканчивая политическими ошибками в работе с французами. К тому же они рассчитывали, что страны Оси перебросят в Тунис не более нескольких десятков тысяч человек - а не более 300.000 из Европы плюс корпус Роммеля из Ливии. Однако в результате битва все равно была выиграна, и стратегическая инициатива перешла к антигитлеровской коалиции на всех фронтах, включая Восточный.

Именно операция «Торч», а не «попсовые» битвы, стала переломным моментом в боевых действиях на фронтах мировой войны. Тихий Океан, конечно, стоит особняком, но вот что касается «Эль-Аламейна» и «Сталинграда»… без «Торч» Эль-Аламейн запомнился бы лишь как локальная победа, а контрнаступления под Сталинградом бы просто не состоялось. И это - тот редкий случай, когда причинно-следственную связь можно формулировать четко и однозначно, поскольку операция «Торч» не вытекала из логики всей предшествующей войны, а была сумасшедше рискованной авантюрой, предпринятой вопреки всему в самые тяжелые дни, когда на всех существующих фронтах немцы и их союзники добились максимальных успехов.
Previous post Next post
Up