Что делать, если ребенок говорит на своем языке

Nov 17, 2024 20:02

Смотрю видео, где показывают проблемного ребенка, девочку лет трех, которая разговаривает только на своем "тарабарском" языке. В передаче ведущая рассказывает как надо ставить звуки, упоминает разные диагнозы, видео англоязычное, я диагнозы не очень понимаю..... Но я вижу только одно - родители отвечают девочке на ее языке!

Вообще, в подавляющем большинстве случаев плохая речь ребенка обусловлена тем, что либо у самих родителей есть дефекты речи, либо с ребенком в принципе мало разговаривают, либо родители идут навстречу и подстраиваются под речь ребенка. Да, есть мозговые нарушения, но их жалкий процент.

И если вариант с дефектами речи у родителей и просто малым количеством общения всё очевидно, то вот самое странное для родителей как раз в случае, когда у родителей вроде четкое произношение и они много и грамотно разговаривают с ребенком. С одной лишь особенностью - они подстраиваются под его речь. То есть если ребенок говорит "масинька", они повторяют это слово, а не говорят "машинка". И не просят ребенка повторить понятнее то, что он сейчас сказал, а наоборот - пытаются расшифровать его речь самостоятельно.
И вот тут как раз самая главная причина логопедических проблем большинства детей.
Ведь биологически дети сделаны таким образом, что это как раз они подстраиваются под окружение и копируют окружение! Если вы с ребенком сюсюкаетесь - он будет с вами сюсюкаться в ответ, если вы смягчаете согласные - он будет смягчать согласные. Если маленький ребенок, копируя общий звук речи, несет тарабарщину, не нужно повторять его тарабарщину, а наоборот - показывать как правильно произносить. И чем старше ребенок становится, чем чаще должно от вас-родителей звучать "я не понимаю - повтори ещё раз, я не понял - скажи другими словами". Уверяю вас - если ребенок слышит такую фразу с самого раннего возраста, он не будет на это обижаться и замыкаться, он будет пытаться сделать так, чтобы вы его поняли. Просто потому, что в этом его биологическая задача! Не вы должны под него подстраиваться, а он. Это просто закон жизни.

Еще один вариант - договаривание. Часто родители чисто автоматически договаривают слова за ребенка, если он не решается произнести или никак не может сообразить, как сказать. Особенно это важно при общении ребенка с другими взрослыми, которые, в отличие от родителей, не понимают его речь. Например, продавец в магазине что-то спрашивает у ребенка, а тот отвечает привычной тарабарщиной или просто очень нечетко. И вместо того, чтобы подождать, пока ребенок поймет, что его не поняли и ответит понятнее или переформулирует ответ, родители спешат ответить за него. Причем даже не подсказать ответ, а именно ответить. Какой вывод остается у ребенка - мама/папа всегда переведут его речь за него, зачем учиться правильно говорить?

Особенно меня умиляют родители, которые до школьного возраста сюсюкаются и даже не пытаются делать замечания своему ребенку, который очевидно не произносит правильно простые звуки и не имеет какого-либо диагноза, который ему физиологически мешает это делать. В подавляющем большинстве случаев плохая речь у ребенка - исключительно невнимательность родителей.

А ведь на самом деле все очень просто: с самого рождения разговаривать с ребенком правильными звуками и не бояться просить его повторить, если он сказал неправильно. Ведь сюсюкаться можно не смягчая звуки, а просто используя ласковые слова.
А самое главное - стимулируйте с самого раннего возраста (а под ранним возрастом я имею в виду до года!) правильное звукоподражание своего ребенка. Играйте с ним в правильные звуки начиная с простых "как говорит коровка? как говорит кошечка?". Сказал не правильно - сначала повторите верный вариант сами, потом просите его повторить. Сказал правильно - от вас в награду буря восторга. Напоминаю - я говорю о том возрасте, когда ребенок еще не ходит! Ну или только начал.
Даже если ребенок уже начал говорить, но говорит просто набор звуков, всегда есть шанс вернуть его на "путь истинный" просто постоянно отказываясь его понимать и просить повторить понятнее. Главное, чтобы просьба повторить не звучала приказом, а скорее как расстройство, что вы пытаетесь, но никак не получается и вам нужна помощь. Дети очень рады помогать взрослым.

Ну либо просто очень много с ним разговаривайте обычным языком, без уменьшительно-ласкательных и смягчения.

педагогика

Previous post Next post
Up