Когда-то давно, когда мы с теминым папой еще находились в стадии знакомства, он постоянно удивлялся моим вопросам и называл меня почемучкой.
Темин папа постоянно восклицал: ну тебе-то это зачем?! вот зачем тебе это знать??????!
Я сначала не соглашалась, потому что мои вопросы мне казались естественными и логичными, но приглядевшись, я заметила, что и вправду постоянно что-то спрашиваю и познаю, пытаюсь понять, найти причину, объяснение или логику. Даже в тех сферах, которые от меня далеки или которые не имеют никакого значения для настоящего момента.
Вот например, какие вопросы вертелись у меня в голове по дороге с дачи:
Как будут восстанавливать витражи в Прибытковской библиотеке?
Как прилипали спички на потолок зала ожидания на станции в моем детстве?
Кто селится на этих участках у самых рельс вдали от населенных пунктов, и почему в прошлом году их массово разогнали, а дома стоят пустые и разваливаются?
Почему не расплавляется чаша, в которой на сталелитейном заводе находится жидкий металл?
Почему путь из города нумеруется первым, а в город - вторым?
Почему люди носят вещи в корзинках? Разве это удобно?
Как работают изоляторы на проводах?
Почему какие-то березы хилые, невысокие и кустистые, а какие-то толстостволые, высоченные, с отдельными живописными ветвями?
Почему провода висят на двух роликах?
Как южане умудряются сделать выбор на своих южных рынках, раз они и сами торговцы?
Зачем сделана такая палка углом на столбах?
Зачем делали балконы на промзданиях, хотя их никогда не использовали даже для курения?
Зачем перед мостами стоит кучка столбов в воде?
Как на промышленных окраинах внезапно оказываются столетние доходные дома? Получается ли так, что дома были построены прямо среди деревни?
Что за проводочки идут от верхнего провода к нижнему? И как они держатся? И почему токоприемнику не мешают?
Как ведется учет рекламных щитов и кто отслеживает их состояние?
Почему солнце двигается по сезону и летний закат не совпадает с зимним?
Как работает смотритель переезда, когда он спит, есть ли сменщик?
....
В общем, это только то, что я успела записать 8-)
На самом деле у меня есть даже теория про это
Я уже как-то раз писала, копирую сюда:
Я стала замечать, что у меня и вправду постоянно в голове возникают вопросы об устройстве нашего мира.
Тогда я стала думать - а почему так? (дада, опять "почему")
Я всегда считала, что настоящими почемучками дети становятся от того, что родители им ничего не объясняют и лишь отмахиваются от вопросов. Вот детям и приходится доходить до всего самим.
Но со мной всё наоборот! Мои родители никогда не отмахивались от моих вопросов, и мне редко приходилось повторять их - мне всегда и всё рассказывали, объясняли и отвечали. Причем так, чтобы я поняла, а не чтобы отмахнуться.
Вроде бы я должна быть пресыщена информацией и назадаваться вопросами на всю оставшуюся жизнь?
А вышло наоборот - я стала еще больше интересоваться всем вокруг.
Почему так?
Потом я стала думать дальше и рассматривать пример обратный - пример моего мужа. Которому практически никогда не отвечали на вопросы и ничего не объясняли. Вообще.
Согласно моей теории, он должен был вырасти любопытным и интересующимся мальчиком....
А вышло ровно наоборот - его реально ничего не интересует. В смысле его не интересует ничего, что не касается его лично. Только в рамках необходимости.
Моя теория развалилась.
Я решила повнимательней приглядеться к окружающим и друзьям. Люди-то разные, не может быть, что дело только в воспитании!
И, знаете, пока что пришла к такому злоключению: чем больше человеку рассказывают про этот мир - тем больше он хочет про него знать.
То есть почемучки вырастают как раз там, где им всё объясняют.
Причем самое интересное в том, что зачастую люди упорно отрицают тот факт, что родители в свое время им что-то объясняли. Наоборот - им кажется, что им ничего не объясняли. Но в своих воспоминаниях они нет-нет да и вставят рассказ о том, как с папой по грибы ходили и он показал гнездо совы, или как мама пекла пироги и показывала действие дрожжей, или как родители выдали мыльную воду и соломинку после вопроса о свойствах мыла... То есть человек попросту не понимал, что ему дают знания о мире во всем его многообразии. И для этого совсем не надо посадить ребенка за парту и сказать "сейчас я тебе всё расскажу - задавай вопросы".
...
В общем я это к чему?
К тому, что если не хотите, чтобы ваш ребенок, став взрослым, раздражал окружающих вопросами о том, почему тень в окне двигается в противоположную сторону, как водитель авиационного трапа видит, где остановиться, почему вода в прямом графине не создает эффект линзы, какой свет правильнее в стоматологических лампах, зачем в трамвае вот эта маленькая скобочка, как Петр Первый доехал до Голландии, почему у некоторых машин бензобак слева, а у некоторых - справа, какие медицинские перчатки лучше: фиолетовые или синие и жарко ли медведю летом - не стоит отвечать на его вопросы никогда. Даже не пытайтесь. И даже не думайте рассказывать ему о свойствах предметов и явлений!
А то будет он вести вот такой жж, как я...
Кстати, как ни странно, моя теория уже почти разбита. Мой сын Артемий воспитывается как я - с постоянными ответами на вопросы. Но при этом любопытства у него в разы меньше моего ((