Пенаты

Aug 20, 2017 18:01




Мечтала ли я побывать в Пенатах у Репина? Да нет. Еще чего. Хотя, конечно, интересно - особенно, после того, как прочтешь сначала воспоминания «Далекое близкое». А потом прочтешь воспоминания Чуковского (блин. Только что закончила читать «Живой как жизнь», и вот сейчас бы перечитала все, что Чуковский пишет про Репина) и заполируешь. А потом будешь смотреть на «Бурлаков» и на «Запорожцев» уже не как в школе, а как когда ты знаешь предысторию и постисторию. И тебе есть что сказать.

А буква «з» западает на ноутбуке. И лучше вообще, кажется, не печатать сейчас в ночи («щ» западает тоже). И вообще тебе, как только ты включаешь этот ноутбук хочется рыдать ностальгично, а не печатать что бы то ни было - потому что этот ноут видел Бангкок и Сиемриап, остров Панган (или, как пишет Дина Рубина, Пханган) и Самуи (с палубы парома), где он только ни был - а сейчас сидит на Карельском перешейке и не рыпается. Но потом ты сплевываешь сквоь убы (девочки так не делают, и плевать ты хотела на букву «з») и вспоминаешь - а вот когда у Репина отказала правая рука, он взял и начал писать левой. И все дела. А ты тут над клавиатурой чахнешь, у которой нюансы.

А Бангкок, Панган и Сиемриап не планируются даже - даже во снах не снятся. Они все понимают про кредиты-ипотеки. Ты так думаешь. А потом вспоминаешь - вот Репин, небедный человек был. А потом ррраз! - революция, и все деньги, что были в Русском банке, сгорели-остыли. И он завел огород и козу. Это летом. А зимой писал в холодной мастерской, потому что не было денег на дрова. И не ныл, что дене нет, а писал.

Писал - оказавшись вдруг за границей. В Финляндии. Без друзей (впрочем, был Чуковский) и Родины. Писал.

***
Мечтала ли я побывать у Репина в Пенатах? Да нет. Ладно бы там об Абрамцево мечтать, о Ясной Поляне... А Пенаты-то что? Что о них мечтать, когда они в двух шагах.

Я не мечтала. Я просто знала, что придет время - и мы встретимся. Знала с того самого дня, когда мне было лет десять. И тетя Рита по путевке осенью уехала в санаторий, в Репино. У нас лежал снег и полярная ночь наступала неотвратимо. А тетя Рита писала, как она шуршит листьями по аллеям, что познакомилась с интересным человеком, что он передал нам с Инной в подарок книги, что они вместе сходили к Репину в Пенаты («тут, девочки, все близко»), послушали экскурсию, и что скоро она приедет и все расскажет сама.

Ну, здравствуй, Репин. Поклон тебе, Илья Ефимович. И земля пухом.













Яся:
- Мама, тетенька экскурсовод странная. Она спрашивает меня: «Ты в каком классе?» Я говорю: «Первый закончила». А она говорит: «Наверное, на «пятерки» учишься?» А она что, не знает, что в первом классе оценок не ставят? Я же не могу сказать, что я учусь на «Молодец!» И я сказала: «Да». И тогда она попросила меня написать отзыв об экскурсии и подписаться: «Ученица 1 класса Яся». И тут я поняла, что мне пора повторять словарные слова. Потому что я забыла, как пишется слово «ученица». Но эта тетенька мне подсказала, как. И я написала отзыв без ошибок тогда.




Гоша:
- Мама, Репин, кажется, жил по адресу: «Музей Репина, дом 5». Я вижу цифру «5» на адресе!




Гоша
- В том парке вчера (в Монрепо то есть) был «Конец света». Интересно, в этом тоже есть? Давайте не пойдем туда, Конец света - это когда человек умирает, я туда не хочу».




Гоша:
- Мама, кто придумал, что у них тут тапки разговаривают? А кто придумал такую инструкцию: «Сзади крестик, спереди бантик?»







Гоша:
- Больше всего в музее Репина мне понравился кот Репина.





фото-сын 2017, фото-я, Полярный, Максим, Карельский перешеек, куда пойти с ребёнком, Пенаты, фото-дочь 2017

Previous post Next post
Up