Это зарубки на память, 3,9 лет:
- О себе Гоша говорит уже не в третьем лице ("Гоха идет гулять"), а в первом ("Гоха иду гулять"). Редко-редко "Гоха" заменяется на "Я" - это проскальзывает случайно, но тенденция очевидна. И если поправить, то охотно исправится. "Гоха иду гулять. А! Я иду гулять, да!"
- В речи появились сложные обороты. "Ясинда, мама говорит, что..." - и дальше пересказ того, что я сказала.
- Читала у Чуковского, кажется, "От 2 до 5", и, может, у Пантелеева в "Наша Маша" про период "Я помню". Оно, это "Я помню", накатывает на бытие благодатной волной пассива, который вкладывался все годы до этого. "Мама, помнишь? Гоха помню! Помню, здесь была штора" - это мы вчера зашли в старую квартиру, и там в ванной снята штора в связи с ремонтом. И эти "Я помню" через шаг сейчас. "Гоха помню, описался в садике. Нет, не ругали. Лиля помогла надеть колготки сухие!"
- Я всё ждала, что он начнет цитировать стихи на память, "Цокотуху" и "Тараканище" - нет, не начал. И даже четверостишия Барто не цитирует, а в лучшем случае пересказывает. В ключе:
"Самолет построим сами, понесемся над лесами, понесемся над лесами, а потом..."
"К маме вернемся домой!"
- Но вдруг оказалось, что ему нравится петь. И ходит, напевает целыми днями, намурлыкивает, в основном на свою музыку и свои слова, но иногда узнаются знакомые мелодия, и тогда хочется хохотать - над общим культурным кодом.
- Играет в ролевые игры - и с Ясей играет много, и придумывает сам. То и дело слышно: "Я лобот, я лобот!"
Когда "Лобот" превратился в "Лобота-маму" и оказалось, что "Лобот-мама" разрядилась, было... поучительно.