Я бы сделала это подзамочным постом, ничего интересного под катом нет, работаем со специалистом - это мои отчеты по Гоше на данный момент.
Но моя одноклассница К. пишет: "Когда ты не появляешься в ЖЖ, я волнуюсь, я же слежу, как Гоша развивается", и вот для К. и для таких же контрол-фриков - велкам.
Но вообще - настаиваю - ничего интересного.
Почти полный Гошин словарь на сегодняшний день и ответы на всякие тесты, которые как будто исподволь могут намекнуть на аутичный спектр. Я пока читала вопросы, понимала, что это не про Го.
Из добрых новостей - проснулись сегодня, пока нежились в кровати, и у Го было настроение со мной заниматься, такая утренняя нега - он и слоги повторял, и говорил новые слова - слету прямо: сначала по слогам, а потом подностью: "дядя", "деда".
Потом поехали на залив, я говорила по телефону с К., а Го вставлял свои реплики:"дядя Дима", "пока, Катя". И "Катя", и "Дима" - были впервые произнесены. Мне кажется, что прямо сейчас у Го переходный период к говорению. Сегодня у него чуть ли не впервые в жизни было желание повторять слова за мной: увидел тину на заливе, спрашивает жестом: "что это?" "Тина", - говорю, и Го тут же повторяет. Мамам просто-детей это странно слышать, потому что повторять для детей - это нормально. Но вот Го доходит до повторения только сейчас, и мне кажется, где есть повторение, там начинается снежный ком разговоров. Ну, это я так надеюсь. Смайл.
А, и еще - вчера первый раз в жизни сказал "папа дома" - в смысле употребил слово не в именительном падеже, до этого было исключительно "папа дом".
А. и формулу сказал смешную! Прямо прекрасную! Спросила, как зовут воспитательницу в детском саду, он ответил "Тётя няня".
***
Ав-ав, мяу, кококо, кукареку, мууууууу, гагага, кваква, пипипи
Чухчух, туту, бабах, капкап, так-так, тук-тук, кыш, письпись, чикчик, ау, ням-ням, пукпук, бикбик
Глаголы: дай, иди, перестань, читать, коси, улетай, стоп (остановись)
Мама папа баба Гоха Тятя Ясинда Хаха (Ариха) Сим (Максим) Тёма тётя дядя деда
Муха, лиса, бык, черепаха (илипаха), заяц, ёж, уж, кися
Гриб, апельсин (илисин) ежевика (еевика) ананас
Каша, яйцо, мука
Да
Ура
Еще
Бам (мяч)
великан (иликан), батискаф (атискаф), винни-пух
Шасси, такси
Грязь
Стих
Попа-попка, баба-бабка, папа-папка
Ухо, пуп, рука, сися, пися
Река
Гром
Наверху, вверх, вниз
Надо
Вдох, выдох
Бог
Усы
Часы, ключи
Утюг
Телефон
Унитаз
Кам (камень), ком (компас)
Бомба
Стоп
Два
Друг
Пень
Луна
Тихо
Штука - на все, чему нет названия
Пик-Пак-Пок (пингвины)
Шар
Топка (заправка)
Тина
Дом дым дуб и по просьбе почти любые слова из трех букв без буквы «р»: «кум-ком-бом-бук»
Импульсивно под впечатлением: «квас пили», «муха улетай»
Спонтанно произносит звуки (имитирующие что-то - дрель, машина, чайник, сверчок), слова (те, что в зоне видимости или вне зоны видимости), фразы («тятя дай гоха бам» - Яся дай Гоше мяч, «папа Гоха чух-чух» - папа играй с Гошей в паровоз).
Интонация яркая.
Если просит то, что не в зоне действия и то, что не может обозначить словом (чашка), будет изображать жестами и хлюпающим звуком. Дальше я протягиваю ему чашку, говорю: «Чаш…» Он заканчивает: «Ка!»
С контактом глаза в глаза нет проблем - у нас есть «команда» «Глазки!» - если мне нужен срочный контакт, если он расшалился или у меня что-то важное. Это же касается других людей - в глаза смотрит. Понимает жесты: тихо, осторожно, остановись. Я хлопаю в ладоши - значит «стоп». Может на улице убежать достаточно далеко, и дальше, не оборачиваясь, останавливается по хлопку.
При попадании в новое место стесняется, старается быть около меня, адаптируется через меня \ Ясю - я должна играть в детской комнате ресторана. Яся должна играть с ним на площадке в детском саду - тогда ему в дальнейшем комфортно.
Мало глаголов в речи - дай, перестань, иди, читать. «Мама, читать!» «Мама, читать стих!»
В стихах вставляет слоги слов, которые может произнести, но исключительно в именительном падеже.
Например, «Нет, напрасно мы решили прокатить кота в маши…» «НА!»
Вообще не склоняет существительные, прилагательных нет.
Расширяет свой словарь (в том числе сам) - говорит новые слова спонтанно, без обучения. За неделю вспомнила 3 новых слова, которые сам освоил и сказал: «тетя», «грязь», «стих».
Правильно сортирует предметы, собирает конструкторы, паззлы, полгода назад на тестировании у логопеда выполнил все задания для 4-леток (там были задания на сортировку)
Выполняет действия, о которых просишь: «Хлопни в ладоши - закрой дверь тихо - не буди Ясю».
Правильно выбирает названный предмет в книжке (у нас книжки-панорамы, где надо искать всякое мелкое и не мелкое), шутит: тычет не туда, хохочет, потом показывает правильно с выражением лица «всех надурил».
Месяц как научился засыпать в кровати - просит читать, потом говорит «Гоха бррррррр», кладет голову на подушку и засыпает, обнявшись. До этого катали в коляске.
Использует творчески повседневные предметы - барабанит в кастрюли, использует тарелки глубокие как озера для пупсиков, встраивает взрослую посуду в свои конструкции из конструктора.
На детских площадках играет вместе с Ясей, я могу находиться вдалеке. К незнакомым детям безразличен. Может толкнуть, если ему не дают скатиться с горки, и надо ждать очередь. С приятными ему детьми знакомыми готов чем-то делиться и обниматься.
Имитирует действия, о которых просишь: кулаком, руками, позой.
Спонтанно имитирует действия в естественной среде: крестится в храме))), ест ложкой-вилкой, надевает шапку.
Отвечает на вопрос «как тебя зовут» (Гоха), как зовут сестру (Тятя, Ясинда), как зовут папу (папа Сим).
Дополняет фразы: «Гоша любит… мама, Тятя, баба, папа», дополняет считалки и стихи: «Гуси-гуси… ГАГАГА, есть хотите ДАДАДА».
Где твоя подушка? Покажет жестом.
Сидит в группе детей за обедом без проблем, ест лучше всех и часто быстрее всех.
Выполняет задания старшего - повторяет упражнения зарядки, рисует, танцует, встает в пару и т д
Понимает все, додумывает логически слова, точного значения которых не знает (ну напр бабушка говорит «Принеси со стола молитвослов, он лежит около очков в каминном зале».
Общий активный запас, думаю, около 70-100 слов (если считать все гагага, ававав, крякря)
«Найди красную машину», «Найди квадратное печенье» - легко.
Из 6 красных выберет «красную с квадратными фарами».
Рисует в удовольствием в компании, один - скорее рисует схемы: круг, квадрат, нарисовал бумеранг, когда не смог объяснить дедушке, что за штука залетела на крышу.
Играет с Ясей и сам в сюжетно-ролевые игры: то он собачка, то она котик, то он машина, катается на подушке по дому - это все река, а он лодка…
Спонтанно сотрудничает с детьми для достижения общего результата - поливает из лейки огород, держит лейку, пока наливается вода и т д
Переводит взгляд, чтобы получить желаемый предмет, подходит ближе, тянет за руку, чтобы получить желаемый предмет.
Кивает «да» или «нет», когда уточняешь про интересующий предмет.
Рассматривая фотографии, называет всех, кроме «Андрюша» (кузен) и «дед».
Потрогай носик, покажи ушки, где твои колени, где глазки - все знает, показывает.
Начинает танцевать, когда играет музыка (особенно, если Яся начинает танцевать).
Высыпает игрушки на пол, повторяет за игрушками звуки, повторяет, как нужно играть, если покажешь принцип.
Участвует во всех играх - хороводы-караваи-догонялки - играет, смеется, улыбается.
Стоит близко к детям во время групповой активности, спонтанно повторяет за другими детьми.
Имитирует движения ртом - губы трубочкой, делает с удовольствием зарядку языка, включая цоканье
В книжке на вопрос «Кто это?» отвечает тех, кого может произнести: «Лиса, кококо, кукареку, авав, мяу, бабка, гагага»
Идет в любые указанные места по инструкции: «Иди за сарай, там дедушка тебя ждет».