Систер, как известно, учредитель турфирмы.
И на страничке турфирмы ВК увидела её сообщение вчера:
«В моей семье к Пасхе особое отношение. МЫ входим как раз в те 4% россиян, которые готовятся к ней и встречают согласно всем обрядам и традициям. Пасха всегда наполнена светом, счастьем и бесконечным ощущением праздника. Но горячие туры иногда вносят корректировки в самые вековые семейные традиции. Именно так мы и оказались на Пасху в Турции. Куличи, а также вареные яйца летели в багаже, тщательно упакованные, не помню почему мы не сделали этого дома, но красили яйца мы прямо в номере с видом на море. Кипятильник, краски, и специальная емкость также были взяты с собой. Отель случайно ли оказался немецким, но несколько семей с соотечественниками нашлось, праздновали с размахом и весельем, и единственный вопрос, который интересовал немцев, и остался без ответа, - а где собственно вы взяли крашеные яйца???»
И я сразу вспомнила наше путешествие в Скандинавию и Прибалтику с родителями в позапрошлом году - когда и в Хельсинки, и в Таллинне вовсю торговали куличами у православных храмов, а нам было и неловко - что Страстная неделя, а мы развлекаемся, и одновременно - радостно - да, путешествуем, но ни в одном городе без православных храмов не обошлось.
А вчера мы были в нашем Храме, на Науки - и детей причащали на улице - празднично, и был крестный ход, и колокольный звон (звонарь у нас - по совместительству Ясина учительница рисования в воскресной школе, и у Яси совместились эти факты в голове, и она обалдела: «Мама! А как у Елены Николаевны хватает времени на детей? Ей же надо звонить!»), и нарядные бабушки - в белых платочках и сияющие, как пасхальные яички, и все эти куличи-яйца (а мы свои куличи забыли дома, и Максим тут же купил новые, и их освятили, и мы оставили один в храме для волонтеров, которые понесут подарки старикам. И Яся подробно все выспрашивала, какому старичку достанется её кулич и её яичко, и как так получается, что она то совершает плохие поступки, а то у неё светлеет, и её доброе сердце помогает совершать хорошие дела). А рядом - мама с девочкой лет пяти на коляске - я её видела в храме, наверное, с самого рождения малышки, когда еще не было понятно, что не все хорошо - а вот Яся и её подружки бегают вокруг храма, а девочка сидит в коляске, смотрит в одну сторону, и сердце сжимается. И так хочется - и поддержать, и не обнаружить свою жалость. И тут бабушка - та, что как пасхальное яичко, аж светится изнутри - подходит к этой маме - тонкой, хрупкой, юной - как она носит сейчас и будет дальше носить свою детку? - и дарит ей открытку-яичко. И слезы из глаз. У меня, не у мамы. Мама улыбается. Христос воскрес.
И погода такая, что понятно - Пасха. Христос воскресе. И колокольный звон. И куличи. И подросшие за зиму дети. И невероятное чувство горечи - о нем написала М., но я чувствую то же самое, и пыталась вчера сформулировать его еще до поста М.:
последние годы на Пасху я испытываю горькое сожаление. мне грустно видеть тысячи будничных людей, возвращающихся в воскресное утро из ашана или бодро шагающих с пивом и шашлыком в сторону ближайшего лесопарка. мне грустно видеть детей, играющих в это утро на детской площадке, грустно - за старушек у подъезда и за моих любимых алкашей. но больше всего мне грустно за саму себя - совсем еще, в сущности, недавнюю. за ту, которая считала что "Бог в душе", что главное - просто верить, за ту, которая искренне думала, что в воскресенье важнее поспать или сходить в магазин. мне нестерпимо грустно за себя - маленькую, вообще не представлявшую, что такое Пасха и не знавшую, как это - быть в храме на праздник.
потому что вот это все - эту невероятную радость, это счастье, которое на Пасху можно, кажется, брать просто руками из воздуха, этот Свет, который разлит в храме и который - абсолютно для всех, для тех, кто говел, читал и соблюдал и для тех, кто просто зашел на пять минут... это ощущение полноты жизни, не сравнимое ни с каким другим, доступным человеку - это не описать словами. это можно только попробовать. это тот случай, когда не узнаешь - не поверишь. а узнав - не отпустишь. потому что - Счастье. и так хочется, чтобы оно было доступно каждому - и бабушкам на скамейках, и детям в песочницах, и таким умным, как я когдатошняя, и, конечно, моим любимым алкашам - куда ж без них. с праздником, дорогие!
Христос Воскресе! А потом мы с Максимом собрали в кучу детей и пошли с куличом к логопеду - сначала праздновать и пить чай, а потом у Яси было запланировано занятие на тему звуков "Ш" и "Ч". И навстречу нам бежал мальчишка - не пятилетний и не семилетний пацан, а взрослый уже парень, лет 11-12, этакий Том Сойер, почувствоваший весну. Он бежал по своим мальчишечьим делам, и тут мы. Мы не в деревне живем, где три улицы и все друг друга знают. Мы в мегаполисе, где в храме все родные, но стоит выйти за ограду - и ты один. И тут мальчишка замедлился, улыбнулся нам, брызнул радостью: "Христос воскресе!" - и у меня слезы брызнули из глаз.
Потому что вот оно - кульминация. И праздника, и жизни.
***
Если вы собираетесь куда-то ехать по путевке - вступайте
в группу «Культ-Тур». Здесь вы не только покупаете впечатления - будет что вспомнить, но и делаете мир добрее: с каждой купленной путевки Систер перечисляет деньги в Фонд помощи деткам. Сейчас она помогает
Феде Завьялову - ему два года, и его два месяца назад раздавил Камаз. Операций сделано много, и предстоит еще немало. И сейчас все упирается в деньги.