Один из важных моментов в восприятии искусства, на которые обращает наше внимание Любовь Михайловна, заключается в способности различать искусство и не-искусство. И в качестве тренинга было предложено понять, почему же данная эмаль является как раз не-искусством.
Для этого надо рассмотреть изображения других коней. Для сравнения я взяла икону «Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре» (вторая четверть 16 века, Новгород):
Я воспринимала черного коня по центру слева. Тело сразу подсобирается, дыхание напряженное, частое и резкое, т.е. много воздуха туда-сюда гоняется, интенсивное, чувствую, как челюсти сжались, ноздри напряглись, такое напряжение в лице переходящее на шею, грудь буквально выворачивается вперед, широко раскрыта, тело все напрягается, какая-то упругая энергия рвется наружу, тяжести, которая ведет к статике, нет, но и легкости нет, есть вот эта упругость, внутренняя энергия, собранность в комок, впечатление, что я изнутри в несколько раз больше, чем снаружи, и меня перетянули снаружи скотчем, чтобы не лопнула. Линия, очерчивающая силуэт коня, жесткая и энергичная, в местах суставов нет плавных переходов, есть изломы, хоть и не под острым углом, но они придают напряжения, той самой упругости, внутреннего сгустка энергии. Если попробовать согнуть пальцы рук, то вот это ощущение внутреннего напряжение и сгустка энергии многократно усилится, да и вообще, если попробовать пройтись не как обычно, а намеренно сгибая суставы, то в теле будут совсем другие ощущения от движения, чем при обычной ходьбе, гораздо больше напряжения, гораздо быстрее можно устать. Т.е. получается, что конь - это воплощение неиссякаемой сжатой энергии, такое впечатление, что контур коня - это как баллон высокого давления, внутри которого сжиженный газ, которого становится все больше и больше, стоит только чуть приоткрыть клапан (например, пришпорить коня), как будет мощный выброс этой энергии. Надо сказать, что мирно пасущиеся кони ничуть не выглядят мягкими и безвольными, просто у тех, что в «боевой готовности» эта идея легче для восприятия.
Что же можно такого почувствовать при попытке воспринять изображения с эмали. Сплошная вялость, плавность, безвольное барахтанье. Никакой энергии даже там, где она должна быть на максимуме, т.е. в бою.
Хочу также отметить, что после этого восприятия начинаешь очень чутко видеть другие работы с конями, т.е. однажды прочувствовав, что называется, до дна, уже сразу схватываешь другие работы.