Так совпало, что первый мой культпоход после рождения сына, выпал на Новый Иерусалим. На тот момент это были крайне нужные эмоции. Пробыв там всего часа полтора, я буквально наполнилась энергией. К сожалению, сделала мало хороших фотографий, поэтому в посте фотографийи не мои.
Главный собор монастыря - Воскресенский - имеет удивительную форму.
Восходящее движение разновеликих объёмов, завершающиеся доминантой - шатром ротонды Воскресенского собора, при сохранении нерушимой цельности, фантастический колорит изразцового декора производят совершенно потрясающие впечатление.
Такая форма обусловлена тем, что прототипом Воскресенского собора монастыря стал Храм Гроба Господня.
На тот момент это был храм 12 в., построенный крестоносцами в романском стиле с элементами ранней готики.
Храм Гроба Господня объединяет главные святыни христианского мира: Голгофу, место погребения и Воскресения Иисуса Христа. Также в храмовый комплекс входит подземная церковь Св. Елены, построенной на месте обретения царицей Еленой животворящего креста.
Новоиерусалимский монастырь был задуман в 1656 г. патриархом Никоном, как центр грандиозного архитектурно - ландшафтного комплекса Русской Палестины, задуманного по "образу и подобию" Святой земли. Часть реки Истры, протекающей рядом с монастырём, стала называться Иорданом, населенные пункты и холмы вокруг переименованы в места, связанные с земной жизнью Иисуса Христа. Территория комплекса занимала площадь диаметром около 10 км.!
Воскресенский собор повторяет план и структуру Храма ГГ. К центральному крестово-купольному объёму, с востока примыкает Подземная церковь. С запада возвышается мощный объём ротонды, увенчанный шатром. Здесь находится главная святыня - кувуклия Гроба Господня. С юга, западнее главного входа в храм устремлялась ввысь колокольня до 1941 г., когда фашисты прктически полностью разрушили Новый Иерусалим.
Увидев эту старинную открытку, я была поражена возникшим ощущением, как звона этой колокольни не хватает для полноты образа. Собор как будто нем без неё.
Читая книгу о Новоиерусалимском монастыре, я наткнулась на следующие слова автора Л.М. Черниловой:
«Ротонда с запада закрывает другие объёмы храма и воспринимается отдельно стоящим сооружением, в облике которого ярко выражена тема погребения и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа».
Эта фотография для меня была неожиданна. Она поразила меня. Когда я была у храма, у меня не хватило времени, чтоб рассмотреть этот ракурс. Насколько вышеприведённые слова отражают смысл формы ротонды! Попытавшись воспринять её я стала мощно вдыхать воздух до предела, ноздри мои напряглись, мышцы шеи зажались, тело моё как - будто стало заполнять всё пространство вокруг. В момент, когда в лёгких уже не было места некоторое время, я замерла, голова моя откинулась, рот открылся, тело собралось в струну и я с величайшим облечением выдохнула, тело моё замечательно расслабилось и как - будто исчезло вовсе. Это было чувство, чем-то напоминающее эйфорию.
Здесь поразителен контраст объёмов: довлеющего, тяжелого, категоричного монолита низа ротонды и второго яруса, обладающего движением, способным, преодолеть казалось бы невозможное - силу тяжести первого яруса - и вырваться с небывалой энергией вверх.
Шатёр ротонды изначально был другим
Более тяжёлым визуально, окон было значительно меньше.
После пожара в XVIII в. он полностью сгорел. Сегодня мы видим купол ротонды по проекту гениального Б.К. Растрелли в стиле барокко. Три ряда узких вытянутых окон, идущих с короткими паузами друг за другом, увенчанных маковкой, создают поистине шедевр, способный приблизить нас хоть немного к событию в истории человечества, запредельного для человеческого разума.
Храм удивителен своим керамическим убранством.
При отделке храма были привлечены белорусские мастера, которые принесли с собой секрет изготовления глухих оловянных эмалей четырех цветов: белого, желтого, бирюзово-зеленого и синего. Кроме эмалей, ими применялась прозрачная коричневая полива, которая на красном черепке изразца имела красивые оттенки. Используя такое ограниченное количество цветов, мастерам удалось создать удивительно образный колорит.
Воскресенский собор единственный храм, в котором керамическая отделка была применена не только снаружи, но и внутри храма.
Как уже говорилось выше Воскресенский собор и Храма Гроба Господня в плане практически одинаковы. На сегодняшний день Храм Гроба Господня, не смотря на многочисленные перестройки, сохранил во многом черты романского храма, построенного крестоносцами в 12 в. Что его значительно отличает от постройки тех времён, так это купол ротонды в духе византийской традиции, возведенный в 19 в. после очередного пожара. Это решение, по всей видимости, связано с тем, что первый храм был построен императором Константином в 335 г. в византийском стиле.
Попытавшись воспринять его я ощутила грандиозный вес в теле, который не даст сдвинуться с места и, как мне кажется, этот храм врос в землю на века, он стал её частью. Дыхание моё сосредоточенно, глубоко и мощно, создаётся ощущение, что ни что не в силах его нарушить, быть может это дыхание самой земли, дыхание вечности?
Переключившись на Воскресенский собор Нового Иерусалима я в буквальном смысле облегченно вздохнула.
Затем я стала дышать легко, коротко, и с каждым выдохом всё легче, и - мягкий выдох. Тело моё приобрело способность к радостному движению, я улыбнулась и как-будто услышыла колокольный перезвон, в котором были колокола разных размеров и тональностей.
Воскресенский собор строился по "образу и подобию "Святой земли» и воплотил в себе идею о Иерусалиме дольнем и о Иерусалиме горнем и являет собой образ «райского изобилия». Воистину «Град Господен»!
______________________________________________________________________________
http://photoshutter.ru/wp-content/gallery/newjerusalem_1/IMG_4694.JPG http://img-fotki.yandex.ru/get/41/mshalimov.14/0_19447_eea3b780_XL http://www.photosight.ru/photos/3479018/?from_memberhttp://100dorog.ru/upload/contents/434/40391-src.jpghttp://www.photosight.ru/photos/1419773/http://s58.radikal.ru/i159/1003/d3/a0748cd5b49e.jpghttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e2/Golgotha_cross-section.svg/548px-Golgotha_cross-section.svg.pnghttp://www.solvex.ru/etour/pal.jpg Л.М. Чернилова . «Ново - Иерусалимский монастырь» , 2009.