Памятник М. Шемякина "Дети - жертвы пороков взрослых"

Nov 02, 2014 22:45

После последнего занятия у Любовь Михайловны, где мы затрагивали творчество М.Шемякина, решила еще раз внимательно посмотреть ту скульптуру художника,  которую можно увидеть в Москве (если есть что-то еще, буду признательна за информацию):  "Дети, жертвы пороков взрослых",  в сквере на Болотной площади ( Read more... )

искусство

Leave a comment

oxanasenko April 13 2015, 09:22:07 UTC
Спасибо за ваш пост, фотографии и размышления!
Памятник Шемякина М.М. несет глубокое эмоциональное воздействие. Всплывают материнские чувства по отношению к этим фигурам детей. Скульптуры детей настолько натуральны, в них есть жизнь, нежность, гибкость, податливость. Фигуры их пропорциональны, очень естественно художник передает движение, что невольно воспринимаешь эти скульптуры как нечто реальное. Фигуры пороков символичны, "железобетонны", внушают если не ужас и страх, то омерзение точно.
Сердце колотится, чувствуешь тревогу и напряжение.
Жуткие фигуры пороков как будто накидываются на детей, обступают, готовы их сожрать, проглотить.
Взгляд падает на центральную скульптуру. Она разбивает пространство, самая высокая, резкая, жесткая, на пьедестале. Как бы ключевая фигура, между благодетелью и пороком. РАВНОДУШИЕ-не чего не вижу, не слышу, не делаю. Фигура возвышается над остальными. Форма напоминает крест, от чего воспринимается еще более жутко.
Если дети попали в руки равнодушия, то дальше их с большим удовольствием растерзают и остальные пороки.

Reply

olva_makeup April 13 2015, 10:56:19 UTC
Оксана, с фигурой равнодушия - да, да, да! Очень точно.
Ребенок, душа ребенка, это мы, изначальные, живое человеческое, человечное начало, без прикрас. Чистая душа. Как у ребенка. Не испорченная ничем. Только игра, только сильное творческое начало, стремление к познанию мира.
А напротив них - да, как огромный крест, это не самая большая, но самая цельная фигура по своей форме (обратим внимание, как много мелких деталей у остальных). Как плотная стена. Плотная стена РАВНОДУШИЯ. Остальные фигуры какие-то нецельные, кривляются, что-то куда-то перетекает, движется, извивается. И на слова самого Щемякина посмотрим: "Не будьте равнодушным". Он сам это подчеркивает. Все проистекает из равнодушия.
Вспоминаются слова "Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство". Автор - американский поэт Ричард Эберхарт, "Царь Питекантроп Последний". Эти слова являются эпиграфом к роману советского поэта Бруно Ясенского "Заговор равнодушных". Ясенский был расстрелян в период сталинских репрессий.

Символично, что этот памятник стоит на Болотной площади.

Юля, спасибо за пост! Заставляет задуматься.

Reply

vsimonetta April 13 2015, 12:38:00 UTC
Да, действительно Равнодушие в композиции явно представлено как главный порок - впечатление от этой фигуры действительно самое зловещее.. И это очень резонирует со смыслом произведений, которые мы разбирали на курсе, - и с Коллекционером, и с Выбором Софи..
По поводу Болотной и правда символично.. Я до сих пор об этом не задумывалась :)

Reply


Leave a comment

Up