Александровка

Oct 07, 2014 10:34

  Совершенно необычные ощущения испытываешь, когда, следуя указателю "Александровка" в Потсдаме, выходишь к настоящей русской деревне. Кажется, что окунаешься в атмосферу нашей глубинки ХIХ века с деревянными избами, ажурной резьбой и луковками церквей. Лишь невероятная ухоженность улиц, домов и садов напоминают о том, что ты все еще в Германии.

Всё, что связано с историей Александровки, удивительно и уникально. Построенная по указу Фридриха Вильгельма III в знак памяти его большой дружбы с Александром I, она была заселена русскими солдатами, волею судьбы оказавшимися на службе у прусского короля после событий 1812 года.

Российского императора Александра Первого и прусского короля Фридриха Вильгельма Третьего - союзников в войне против наполеоновской Франции - связывала не только дружба, но и родственные отношения. Близкие друзья не раз обменивались подарками, подчас совершенно необычными. В 1813 году Александр преподнёс в дар Фридриху двадцать одного солдата - песенника, а позже - ещё семь солдат-великанов. Когда российский император скончался, прусский король решил построить для них колонию в Потсдаме, и назвал её Александровкой.



  Чертежи для строительства «деревни» получили из России. При их создании использовалась идея российских военных поселений, в которых военные жили не в казармах, а в однотипных домах. Знаменитый мастер садово-паркового искусства Петер Жозеф Ленне распланировал Александровку в форме Андреевского креста. Облик деревянных домов напоминает о проектах сельских изб, разработанных для окрестностей Петербурга архитекторами Росси и Монферраном.

Создание «русской деревни» было поручено капитану гвардейцев-сапёров Снетлаге, который ранее успешно справился с постройкой бревенчатой избы в Никольском на окраине Берлина. Вскоре в Потсдаме появилось 13 домов - для певцов, церковного старосты и смотрителя колонии. Правителю Пруссии весь проект обошёлся в немалую по тем временам сумму- 50 тысяч талеров.







Передача новых домов солдатам-песенникам состоялась 2 апреля 1827 года. Жилища и весь инвентарь колонисты получили бесплатно, но по условиям заключённого с ними соглашения, они не имели права изменять постройки, продавать их, закладывать или сдавать в аренду. После смерти хозяина дома имущество переходило к его старшему сыну, но только если тот сохранит веру отцов - останется православным. Если же сыновей в семье не было, строения поступали в распоряжение короля.

Всё здесь должно было быть идеальным: хористам надлежало быть людьми семейными, хозяйством наделил их король, правда, лишь в пользование, но добротным. Казалось, предусмотрели всё - от коровы и обширного сада до кухонной утвари. Но вот особого благополучия и достатка колонистам это не принесло, наоборот, они столкнулись с большими трудностями. Почва вокруг была болотистая, да и крестьянствовать вчерашние солдаты оказались не приучены - все поголовно вышли из мастеровых! Не умели трудиться на земле и их жены - горожанки Парижа и Потсдама. Жалованье было очень скромным, а 12 полученных коров сразу же пришлось сдать в аренду - кормить их было нечем. Семьи перебивались, как могли, вспоминая подзабытые ремесла: кто перчатки шил, кто сапоги тачал, кто шляпы кроил.
  Детей обучал священник, специально приезжавший для этого из Берлина.







Первые колонисты Александровки, как жители любой русской деревни, мечтали о православной церкви. Торжественная закладка храма святого Александра Невского состоялась 11 сентября 1826 года в присутствии короля Фридриха. Церковь проектировал прославленный русский зодчий Василий Стасов, но руководить её возведением он не смог, поскольку выполнял работы в петербургском Спасо-Преображенском соборе. Ответственное дело поручили придворному немецкому архитектору Карлу Фридриху Шинкелю. Планы строительства, иконы, ризы для священников и церковная утварь были получены из Петербурга. Богатый иконостас в виде триумфальной арки выполнили прусские резчики.

Храм строился на средства из русской казны и на личные деньги императора Николая Первого; всего было потрачено четыреста тысяч рублей. Он был освящён 22 июня 1829 года в присутствии российского монарха, его супруги и членов прусского королевского дома.

В ограде храма было устроено небольшое кладбище для православных, на котором хоронили с разрешения прусского короля. На могильных плитах можно прочесть известные россиянам имена: граф Василий Павлович Голенищев-Кутузов, Екатерина Николаевна Убри (урождённая княжна Мещерская) - супруга российского посла, и другие. На особой памятной доске под образом Святого Георгия перечислены имена четырнадцати колонистов, награждённых медалями за участие в войне против Наполеона.



В доме церковного старосты любили бывать высокие гости. Второй этаж предназначался для самого короля. Здесь для него на русский манер была устроена «чайная комната», в которой стоял настоящий тульский самовар, а традиционный русский напиток пили из сервиза с изображениями сцен сельской жизни, подарка русского императора Николая Первого.



























Судьбу современной Александровки можно назвать драматичной. Хотя архитектурный ансамбль и включен в список культурного наследия ЮНЕСКО, средств на его содержание катастрофически не хватает. По этой причине власти Потсдама передали все дома "русской деревни" в частные руки, оставив в своем ведении только знаменитые сады.

art-туризм

Previous post Next post
Up