Трудно быть богом?

Apr 24, 2014 01:19

Недавно я посмотрела удивительный фильм известного режиссера Алексея Германа «Трудно быть богом», по мотивам научно-фантастической повести братьев Стругацких, где главную роль сыграл один из моих любимых актеров Леонид Ярмольник.



Слушаем http://music.yandex.ru/#!/artist/212179/tracks
Фильм шокирует уже с первых минут, удивляет, заставляет сердце учащенно биться в груди, поскольку это не просто изложение истории о Средневековье на другой планете, где земляне-наблюдатели стараются держать все под контролем, сдерживать толпу от насилия. Но все же наш главный герой, дон Румата Эсторский, не выдерживает расправы над серым братством и приходом новой власти в лице черных в Арканаре (одном из городов планеты), он активно вмешивается в этот дикий разгул нетерпимости, жестокости, боли, мучительных пыток и убийств, когда перед нашими глазами мельтешит последний танец смерти,





творится беззаконие и воцаряются кроваво-жестокие убийства, когда стираются грани между животными и людьми,



практикуют изощренные пытки,



и издевательства над человеческими телами,



осквернение самого слова «человек», как существа одухотворенного, ведь люди, увы, потеряли человеческий облик (или никогда его не имели), это существа без пола, без желаний, стремлений и мечтаний, погруженных во тьму.



Люди поставлены в такие условия, что жизнь для них - это нескончаемые серые будни, начинающиеся с нужд, забот по хозяйству, заканчивая ночными загулами, а убийства здесь скорее так, для развлечения. О каком же образовании, искусстве может идти речь? Если только в качестве настенной живописи, мимоходом.



Поражают действия власти, которая на протяжении всего фильма борется с умными, начитанными, образованными людьми, мечтателями,



разрушая само понимание о развитии личности, позволяя жить в забытьи, зато как удобно управлять таким стадом «животных».
Особенно интересен стиль съемки, когда зрителю не дают сосредоточиться и подумать, расслабиться, отдохнуть, перед нами постоянно кто-то что-то вытворяет,



множество персонажей на фоне средневекового пейзажа, пропитанного ложью, словно эта сама грязь.



Одни существа сменяются другими, которые поют, танцуют лапками курицы, норовят засунуть голову в камеру, смотрят на нас, словно наблюдая за нашей реакцией, что ты постепенно начинаешь себя ощущать полноправным участником всего происходящего,



выделывая невероятные пируэты,



любопытства ради, играются с музыкальными инструментами,



плюют, сморкаются, предаются горестным думам,



не веря ни во что в потоке бессловесного отчаяния, полной безысходности,



переодеваются, теребят одежду, соседа справа-слева, мучают жену и подругу, едят и испражняются, много обнаженных тел, все без прикрас, жизнь, как она есть, словно это бесконечное мелькание людей на улицах, в метро, в торговых центрах, в путешествиях, везде!
Мы как бы со стороны наблюдаем за происходящими событиями, будучи наблюдателями каждый сам приходит к осознанию сути, шаг за шагом упиваясь ядом распада.
А отважный Дон Румата умудрился, утопая в грязи, читать стихи, играть на странном музыкальном инструменте красивую мелодию, просвещая народ, вселяя надежду и понимание, что есть еще в мире красота, сохранилась вопреки всему, не желая никого убивать, но быть вынужденным это делать,



Так до чего же может дойти серая человеческая масса,



когда ее вынудят к жестоким действиям, если даже лучший образчик человечества не смог, не удержался, возмущенный вопиющей несправедливостью.
Однако не могу не отметить безумно интересные ракурсы, декорации города и жилища дона главного героя.



Кроме того, я столкнулась с удивительными находками, чего стоят лапки курицы в экране, или наблюдение за тем, как одевается главный герой, или крупные планы лиц,



деталей одежды,



интерьера, заражающего своим настроением,



много-много грязи, где все прямо-таки утопает в жидком, липком месиве, которое окутывает все вокруг, покрывая, кажется, само небо своей серостью, бесконечностью, унынием и тоской.



А в конце мы видим тихий, мирный пейзаж под звуки лиричной музыки джаза, который у нас ассоциируется со свободой (возможно еще не все потеряно!), все успокаивается внутри, все уходит, но эта тишина, почему-то, кажется временной, проходящей, от чего сердце уже не спокойно, постепенно наполняясь тревогой возможных последствий этого густого, смутного пространства, дилеммой повисая в воздухе.
«Беспросветная серость», - приходит на ум, заслоняя собой все иное… Особенно показателен пример слов девочки, на вопрос: "Тебе нравится эта музыка?", - "У меня от нее живот болит".
Кстати, фильм создан в черно-белом варианте, что еще больше позволяет донести этот мрак, ужас, серость, убогость, закостенелость взглядов, где «черные» словно упиваются человеческими страданиями и мучениями, агонией и животным страхом существ.
С удовольствием разглядывала детали одежды у дона Румата, его стальные доспехи, замечательный покрой рубашки с широкими рукавами, а сверху накинутый горностай.





А воины в литых доспехах навевают образ Дон Кихота.





Разруха в агонии безмолвия,



куда был послан Бог…





Альбрехт Дюрер «Христос как Муж скорбей», 1493



Лукас Кранах Старший «Голова Христа, коронованного терновым венцом», 1510





Эль Греко «Христос несущий крест», 1595
Previous post Next post
Up