Недавно я посмотрела удивительный фильм известного режиссера Алексея Германа «Трудно быть богом», по мотивам научно-фантастической повести братьев Стругацких, где главную роль сыграл один из моих любимых актеров Леонид Ярмольник.
Слушаем
http://music.yandex.ru/#!/artist/212179/tracksФильм шокирует уже с первых минут, удивляет, заставляет сердце учащенно биться в груди, поскольку это не просто изложение истории о Средневековье на другой планете, где земляне-наблюдатели стараются держать все под контролем, сдерживать толпу от насилия. Но все же наш главный герой, дон Румата Эсторский, не выдерживает расправы над серым братством и приходом новой власти в лице черных в Арканаре (одном из городов планеты), он активно вмешивается в этот дикий разгул нетерпимости, жестокости, боли, мучительных пыток и убийств, когда перед нашими глазами мельтешит последний танец смерти,
творится беззаконие и воцаряются кроваво-жестокие убийства, когда стираются грани между животными и людьми,
практикуют изощренные пытки,
и издевательства над человеческими телами,
осквернение самого слова «человек», как существа одухотворенного, ведь люди, увы, потеряли человеческий облик (или никогда его не имели), это существа без пола, без желаний, стремлений и мечтаний, погруженных во тьму.
Люди поставлены в такие условия, что жизнь для них - это нескончаемые серые будни, начинающиеся с нужд, забот по хозяйству, заканчивая ночными загулами, а убийства здесь скорее так, для развлечения. О каком же образовании, искусстве может идти речь? Если только в качестве настенной живописи, мимоходом.
Поражают действия власти, которая на протяжении всего фильма борется с умными, начитанными, образованными людьми, мечтателями,
разрушая само понимание о развитии личности, позволяя жить в забытьи, зато как удобно управлять таким стадом «животных».
Особенно интересен стиль съемки, когда зрителю не дают сосредоточиться и подумать, расслабиться, отдохнуть, перед нами постоянно кто-то что-то вытворяет,
множество персонажей на фоне средневекового пейзажа, пропитанного ложью, словно эта сама грязь.
Одни существа сменяются другими, которые поют, танцуют лапками курицы, норовят засунуть голову в камеру, смотрят на нас, словно наблюдая за нашей реакцией, что ты постепенно начинаешь себя ощущать полноправным участником всего происходящего,
выделывая невероятные пируэты,
любопытства ради, играются с музыкальными инструментами,
плюют, сморкаются, предаются горестным думам,
не веря ни во что в потоке бессловесного отчаяния, полной безысходности,
переодеваются, теребят одежду, соседа справа-слева, мучают жену и подругу, едят и испражняются, много обнаженных тел, все без прикрас, жизнь, как она есть, словно это бесконечное мелькание людей на улицах, в метро, в торговых центрах, в путешествиях, везде!
Мы как бы со стороны наблюдаем за происходящими событиями, будучи наблюдателями каждый сам приходит к осознанию сути, шаг за шагом упиваясь ядом распада.
А отважный Дон Румата умудрился, утопая в грязи, читать стихи, играть на странном музыкальном инструменте красивую мелодию, просвещая народ, вселяя надежду и понимание, что есть еще в мире красота, сохранилась вопреки всему, не желая никого убивать, но быть вынужденным это делать,
Так до чего же может дойти серая человеческая масса,
когда ее вынудят к жестоким действиям, если даже лучший образчик человечества не смог, не удержался, возмущенный вопиющей несправедливостью.
Однако не могу не отметить безумно интересные ракурсы, декорации города и жилища дона главного героя.
Кроме того, я столкнулась с удивительными находками, чего стоят лапки курицы в экране, или наблюдение за тем, как одевается главный герой, или крупные планы лиц,
деталей одежды,
интерьера, заражающего своим настроением,
много-много грязи, где все прямо-таки утопает в жидком, липком месиве, которое окутывает все вокруг, покрывая, кажется, само небо своей серостью, бесконечностью, унынием и тоской.
А в конце мы видим тихий, мирный пейзаж под звуки лиричной музыки джаза, который у нас ассоциируется со свободой (возможно еще не все потеряно!), все успокаивается внутри, все уходит, но эта тишина, почему-то, кажется временной, проходящей, от чего сердце уже не спокойно, постепенно наполняясь тревогой возможных последствий этого густого, смутного пространства, дилеммой повисая в воздухе.
«Беспросветная серость», - приходит на ум, заслоняя собой все иное… Особенно показателен пример слов девочки, на вопрос: "Тебе нравится эта музыка?", - "У меня от нее живот болит".
Кстати, фильм создан в черно-белом варианте, что еще больше позволяет донести этот мрак, ужас, серость, убогость, закостенелость взглядов, где «черные» словно упиваются человеческими страданиями и мучениями, агонией и животным страхом существ.
С удовольствием разглядывала детали одежды у дона Румата, его стальные доспехи, замечательный покрой рубашки с широкими рукавами, а сверху накинутый горностай.
А воины в литых доспехах навевают образ Дон Кихота.
Разруха в агонии безмолвия,
куда был послан Бог…
Альбрехт Дюрер «Христос как Муж скорбей», 1493
Лукас Кранах Старший «Голова Христа, коронованного терновым венцом», 1510
Эль Греко «Христос несущий крест», 1595