А. Тарковский "Зеркало".

Feb 04, 2014 20:05


Хочу поделиться впечатлением о своем восприятии фильма «Зеркало» А. Тарковского, который оставил в моей душе какое-то щемящее чувство.

Фильм - очень философский, посмотрела несколько раз, чтобы постараться не упустить ничего из виду.

« Я могу говорить!» - с этих слов начинается картина, и начинается откровенный, подчас смелый разговор главного персонажа - режиссера со своим зрителем. Именно со своим.

Мы становимся свидетелями воспоминаний, сновидений, игр подсознания главного героя.

Время замыкается в круг - символ непрерывности бытия:






детство в дедовском доме, ожидание встречи с отцом, работа матери, семейные разговоры с собственной женой, болезнь и смерть, и в финале - неторопливый разговор юных родителей Алексея о ребенке, которого они только еще ждут.

Мы проходим жизненный путь героя вместе с ним,



путь, который неотделим от истории страны и мировой истории.





Здесь стратостат с надписью СССР - пророчество государству, которое лопнуло, как воздушный шар.



Образы отца и матери-жены  Алексей проносит через весь фильм, испытывая разные чувства: любви, жалости, собственной вины. Он пытается анализировать свою действительность через призму жизненных событий, которые оказали влияние на формирование его характера, ищет оправдание своим слабостям.





«Зеркало» религиозно. И конечно, непонятно массе, привыкшей к киношке и не умеющей читать книг, слушать музыку, глядеть живопись…» - Тарковский о своем фильме.







Действительно, каждый кадр можно рассматривать как живописное полотно.

Что-то перекликается с уже существующими шедеврами живописи…

Природа- словно с картин В.Васнецова.





"Алёнушка"





"Иван Царевич на сером волке"



Апполинарий Михайлович Васнецов "Скит".



И другие художники:





«Лесные дали.» 1884 Шишкин





Василий Поленов "Интерьер деревенской избы"





Питер Брейгель "Зимний пейзаж" .





Ян Вермеер «Девушка с жемчужной сережкой»

Некоторые кадры  - готовые картины.











Уж не знаю, воображение ли мое видит сходство незнакомки c Анной Ахматовой, или Тарковский намеренно запечатлел образ великой женщины.





Я получила огромное потрясение, увидев этот взгляд - у меня возникло ощущение, что я когда-то уже испытывала схожие чувства от взгляда.


Это была икона. Взгляд - как молчаливый, в то же время кричащий, разрывающий душу, упрек: «Как могли вы допустить?!»



Для выразительности и глубины впечатления режиссер обращается ко всем стихиям природы: ветер( воздух),





вода,







огонь,








почва.



На протяжении всего фильма нас сопровождают зеркала .







С древних времен зеркало считается магическим предметом, порталом в потусторонний, загадочный,  устрашающий, неизведанный мир.

Зеркало - взгляд внутрь себя, немой разговор со своим подсознанием , размышления на тему жизни и смерти (вечной жизни).







«Все- таки слова не могут передать всего, что человек чувствует, они какие- то вялые.»( реплика Алексея из фильма).

Думаю, что я уловила далеко не все. Каждый новый просмотр, жизненный опыт, надеюсь,помогут открыть мне все новые смыслы.

Previous post Next post
Up