Хочу поделиться впечатлением о своем восприятии фильма «Зеркало» А. Тарковского, который оставил в моей душе какое-то щемящее чувство.
Фильм - очень философский, посмотрела несколько раз, чтобы постараться не упустить ничего из виду.
« Я могу говорить!» - с этих слов начинается картина, и начинается откровенный, подчас смелый разговор главного персонажа - режиссера со своим зрителем. Именно со своим.
Мы становимся свидетелями воспоминаний, сновидений, игр подсознания главного героя.
Время замыкается в круг - символ непрерывности бытия:
детство в дедовском доме, ожидание встречи с отцом, работа матери, семейные разговоры с собственной женой, болезнь и смерть, и в финале - неторопливый разговор юных родителей Алексея о ребенке, которого они только еще ждут.
Мы проходим жизненный путь героя вместе с ним,
путь, который неотделим от истории страны и мировой истории.
Здесь стратостат с надписью СССР - пророчество государству, которое лопнуло, как воздушный шар.
Образы отца и матери-жены Алексей проносит через весь фильм, испытывая разные чувства: любви, жалости, собственной вины. Он пытается анализировать свою действительность через призму жизненных событий, которые оказали влияние на формирование его характера, ищет оправдание своим слабостям.
«Зеркало» религиозно. И конечно, непонятно массе, привыкшей к киношке и не умеющей читать книг, слушать музыку, глядеть живопись…» - Тарковский о своем фильме.
Действительно, каждый кадр можно рассматривать как живописное полотно.
Что-то перекликается с уже существующими шедеврами живописи…
Природа- словно с картин В.Васнецова.
"Алёнушка"
"Иван Царевич на сером волке"
Апполинарий Михайлович Васнецов "Скит".
И другие художники:
«Лесные дали.» 1884 Шишкин
Василий Поленов "Интерьер деревенской избы"
Питер Брейгель "Зимний пейзаж" .
Ян Вермеер «Девушка с жемчужной сережкой»
Некоторые кадры - готовые картины.
Уж не знаю, воображение ли мое видит сходство незнакомки c Анной Ахматовой, или Тарковский намеренно запечатлел образ великой женщины.
Я получила огромное потрясение, увидев этот взгляд - у меня возникло ощущение, что я когда-то уже испытывала схожие чувства от взгляда.
Это была икона. Взгляд - как молчаливый, в то же время кричащий, разрывающий душу, упрек: «Как могли вы допустить?!»
Для выразительности и глубины впечатления режиссер обращается ко всем стихиям природы: ветер( воздух),
вода,
огонь,
почва.
На протяжении всего фильма нас сопровождают зеркала .
С древних времен зеркало считается магическим предметом, порталом в потусторонний, загадочный, устрашающий, неизведанный мир.
Зеркало - взгляд внутрь себя, немой разговор со своим подсознанием , размышления на тему жизни и смерти (вечной жизни).
«Все- таки слова не могут передать всего, что человек чувствует, они какие- то вялые.»( реплика Алексея из фильма).
Думаю, что я уловила далеко не все. Каждый новый просмотр, жизненный опыт, надеюсь,помогут открыть мне все новые смыслы.