Мейсенский фарфор

Oct 04, 2013 01:54

Мне захотелось раскрыть тему европейского фарфора и его создателя Иоганна Бетгера. Но так же хочу напомнить о прекрасном посте о фарфоровых статуэтках и мушках:
http://popova-artclass.livejournal.com/53074.html?view=4102482#t4102482
И еще отражением века Рококо является фильм "Опасные связи" - великолепный фильм! Эпоха, костюмы так реально передали настроение. Я до сих пор под впечатлением.


Иоганн Бетгер - родился в 4.02.1682 года в семье чеканщика монет. Получил прекрасное образование благодаря отчиму, а в 1696г. стал учеником аптекаря в Берлине.


Его мечтой, как ученого, было создание философского камня. И так как короли желали легкого обогащения, Иоганн Бетгер был очень востребован. Большую часть жизни его держали под замком.

Никто не знает чем бы все закончилось, если бы он не познакомился с членом парижской академии Эренфридом Вальтером Чирнгаузеном, ставшим впоследствии его близким другом и наставником. "Чирнгаузену полюбился любознательный юноша с хорошими манерами и приятной внешностью, которому недоставало только правильного руководства. Он стал помогать ему в постановке опытов, посещая его лабораторию, давая квалифицированные советы и делясь знаниями. Чирнгаузен был известным естествоиспытателем своего времени: математиком, физиком, минералогом. Он проводил обширные геологические исследования в Саксонии с целью найти сырье, которое смогло бы дать этой стране прочную хозяйственную основу." Такое сырье нашлось , но уже после смерти Чирнгаузена в Саксонии, в местечке Ауэ, окрестные холмы состоят из белой глины. "Из нее местный предприимчивый купец Шнорр производил пудру для париков. Глина из Ауэ оказалась прекрасным материалом для производства фарфора. Позже выяснилось, что по качеству она превосходти китайский каолин. В конце декабря 1707 года был произведён первый успешный опытный обжиг белого фарфора. Первые лабораторные записи о пригодных к использованию фарфоровых смесях относятся к 15 января 1708 года. Вначале образцы фарфора были неглазурованными. Но Бётгер решил и эту проблему. В марте 1709 года он добился нужного результата, используя для получения глазури то же сырье, что и для черепков. Было достигнуто абсолютное слияние черепка и глазури. В письме курфюрсту Бётгер сообщил, что теперь может производить «отменный белый фарфор с изысканнейшей глазурью». В январе 1710 года в мейсенской крепости Альбрехтсбург была проведена дополнительная проверка с участием комиссии. Она дала положительное заключение об открытии и одобрила создание первой европейской мануфактуры твердого фарфора.


Здесь под руководством Бётгера трудилось около 30 мастеров. В короткий срок было налажено производство саксонского мейсенского фарфора, образцы которого были представлены на Лейпцигской пасхальной ярмарке."

Предположительно здесь запечатлен первый фарфоровый сервиз.
А эта сахарница очень изыскана, тонкое украшение, резная ручечка, и роспись с такими чистыми красками и колоритом.


"Рисунки выполнялись резьбой и полировкой, заимствованными из стеклодельного ремесла. Блестящие грани фарфора шлифовались. Кроме того, изделия из белого фарфора украшались оттиснутыми в формах или сделанными от руки рельефными элементами."




Какая тончайшая и нежнейшая работа.
"Бётгер изобрел розово-фиолетовую «перламутровую» глазурь. Позже мастера стали уделять больше внимания изготовлению скульптурных композиций, серий раскрашенных фигурок небольшого размера: придворных дам и кавалеров, аптекарей, ремесленников, уличных торговцев, крестьян, солдат, мифических персонажей, птиц и животных."
Посмотрите как здесь украшен подол платья - какой красивый оттенок и как передан рисунок...


Трагична дальнейшая судьба гения:
"Бётгер остался верен и своему прежнему увлечению алхимией. В дрезденской государственной коллекции фарфора хранится кусок золота весом около 170 граммов, якобы полученный Бётгером в 1713 году путем трансмутации металлов. Бётгер руководил фарфоровой мануфактурой до своей смерти. В 1719 году, будучи еще не старым, но больным человеком, он попытался обрести свободу и связался через посредников с прусским двором, где ему обещали покровительство и содействие в научных исследованиях. Об этом стало известно саксонскому курфюрсту. Бётгер был арестован и приговорен к смерти. Но казни он не дождался и умер в тюрьме. В этом же году была потеряна саксонская монополия на изготовление фарфора. Его производство было налажено в Вене одним из мастеров, бежавших с фабрики Бётгера. Знаменитому алхимику, аптекарю и изобретателю европейского фарфора в Дрездене был поставлен памятник."
Частично использованы материалы Марка СИНОВАЦа
Великолепная роспись и изящество чашечек: Нежнейший голубоватый с золотом:


Оригинальный оттенок зеленого


А вот уже другой оттенок зеленого - зеленовато-желтый:


А вот бирюзоватый:




А вот голубоватые оттенки:




А здесь густой синий и прохладный голубой.


А эта статуэтка отображает мое настроение - так и хочется к ним присоединиться


А как изящна эта ваза. Если проследить за линиями, то рождается танец...


Хочу закончить пост великолепными часами, которые я долго разглядывала...


Я не смогла пройти мимо этой вазы - это фарфор, но передает она барочные чувства. Если смотреть снизу вверх - тебя ведет золотая нить и здесь раз и красный цветок - и раз и она тебя уже съела...

Оставить ее или убрать? Это тоже фарфор, и фарфор может быть разным.

искусство, большие исторические стили

Previous post Next post
Up