Скажу откровенно, с трепещущим сердцем я направлялась в Пушкинский музей, чтобы насладиться двумя потрясающими выставками «Прерафаэлиты: викторианский авангард» и «Тициан. Из музеев Италии». Для меня стало открытием, что прерафаэлиты изображали не только молодых девушек с длинными волосами, а также сцены из Писания и события из жизни. Итак, по порядку.
Братство Прерафаэлитов было основано в 1848 г. одними из лучших учеников Королевской академии художеств в Британии Дж. Э. Милле, Холманом Хантом, Данте Габриэлем Россетти, а также при участии его младшего брата Майкла Россетти, которые уже через несколько лет навсегда изменили Британское искусство. Они основали сообщество, чтобы выступить против привычных правил в живописи, показав насколько прекрасен и огромен мир без этих законов, и насколько скучен опостылевший ограниченный мир.
Интересно, что название прерафаэлиты означает не ДО Рафаэля, а ДО его последователей, которые копировали произведения великого живописца, не вкладывая в них всю свою душу.
Прерафаэлиты ввели новый реализм, когда на картине изображались достоверные детали из жизни, например, не идеальное лицо, фигуру, что вызвало резкую критику общества; перевернули законы композиции, теперь уже не было главного освещенного светом персонажа в центре, а также обязательно темного угла сбоку картины; ввели новую технику живописи, изображая все настолько натурально, что это вызывало изумление; и новые темы, они первые подняли вопрос о городе, быте, злободневные темы о женщинах, например изображали девиц легкого поведения и т.д. Интересно, что у каждого участника братства были свои натурщицы, которые изображены на большинстве их картин.
Однако художников постоянно критиковали, и им не хватало денег. Их спас Джон Рёскин, влиятельный историк искусства и художественный критик Англии, очень незаурядный человек, которого любили и ценили в викторианскую эпоху. В своем письме в газету он написал: «Прерафаэлиты пишут либо то, что видят, либо то, как, по их мнению, могла на самом деле выглядеть изображаемая ими сцена, независимо от общепринятых правил живописи». Благодаря поддержке Рёскина они могли творить, потакая своим желаниям.
Прерафаэлиты стремились познать мир природы во всех его проявлениях. В основе изображения пейзажа, лежало стремление показать природу, такой, какой она есть, с научной точностью.
1850 год развития промышленной революции в Британии, который привел к невиданному ранее реализму в живописи прерафаэлитов, когда создание разветвленной сети железных дорог способствовало тому, что художники могли попасть за город, получая возможность рисовать пейзажи в деталях, которые раньше не могли в силу удаленности. Они стали изображать природу в деталях задолго до импрессионистов, до этого природу писали в мастерской с набросков. Милле и Хант особенно стремились изображать природу с микроскопической точностью.
В своем посте я отразила те произведения, которые наиболее сильно произвели на меня впечатление. Музыка вам поможет войти в это пространство, эта
http://50.7.241.234:2880/ost/victorian-romance-emma-original-soundtrack-silhouette-of-a-breeze-320-kbps/eivnollaoh/14%20-%20Separation.mp3 и эта
http://50.7.241.234:2880/ost/victorian-romance-emma-original-soundtrack-silhouette-of-a-breeze-320-kbps/wsccxrxxry/09%20-%20Silhouette%20of%20a%20Breeze%20%28Piano%20solo%29.mp3Итак…
Джон Эверетт Милле. «Ариэль завлекает Фердинанда» (1849)
На этой картине нарисована сцена из пьесы Шекспира «Буря». Необычная картина. Мы видим странных существ, похожих то ли инопланетян, то ли на гоблинов, которые окружили юношу полукругом, а одно существо, похожее на девочку что-то нашептывает ему на ухо. Ее тело абсолютно нагое под прозрачной накидкой. Колорит зеленый, и эти существа контрастируют с алой накидкой юноши. Интересно, что одно из существ, самое ближайшее к нам, как мне кажется, смотрит на зрителя и дает понять, чтобы вел себя тише, да и выражение их лиц совершенно разные. Также очень четко прорисован каждый листик, деревце, грибок, впрочем, как на всех картинах прерафаэлитов. Обратите внимание как четко и скрупулезно вырисованы справа ящерицы и птица слева.
Уолтер Хоуэлл Деверелл. «Двенадцатая ночь» (1849-1850)
Эта была первая картина, для которой позировала известная и любимая натурщица прерафаэлистов Лиззи Сиддал, а по совместительству жена одного из основателей братства Данте Габриэля Россетти. На мой взгляд, здесь очень интересная расстановка персонажей. В картине много намеков, например роза в ногах Виолы и графа, что символизирует быстротечность любви и телесной красоты. Возможно, между ними что-то уже есть. Она смотрит на него влюбленными глазами, а он мечтательно закинул голову, о чем-то думая. Шут, что сидит рядом, между тем, увлеченно поет песню. И, если обратить внимание, то справа внизу можно увидеть очень интересные фигуры, два молодых человека. А самый крайний смотрит на нас, словно приглашает войти в саму картину, чтобы побыть участником разыгрываемой сценки. Изумительное колористическое решение картины, к сожалению, на данной картинке этого не увидишь, но лучше найти не смогла. Цвета смешаны настолько искусно, что глаз радуется этому разноцветью, которое, конечно же, подобрано тщательно, и каждый цвет идет в сочетании с другим. Очень красиво вычерчен хрустальный графин и два зеленых стеклянных бокала, настолько четко и точно передана фактура стекла, что нет сомнений, что он стеклянный. На заднем плане развиваются другие сюжеты. Вот справа на лестнице стоят две фигуры и смотрят куда-то вдаль, за спиной наших главных персонажей несколько человек ведут светскую беседу. В тот момент, когда я смотрела на картину, то была поражена от того, насколько точно переданы выражения лиц, да и вся атмосфера приятного времяпрепровождения персонажей.
Джон Эверетт Милле. «Христос в родительском доме» (1850)
На этой картине Христос изображен в отцовской мастерской. Милле попытался отобразить сцену из жизни, а также лица обычных людей, что шокировало тогдашнюю публику. Также их поразила ее композиция, которая шла вразрез с общепринятыми правилами, обычно рисовали по пирамидальной системе. Можно увидеть, если приглядеться, тщательно прорисованные детали, обломанные и грязные ногти на ногах отца и Христа, загорелые руки отца с выступающими венами, очень реалистичная капля крови на ладони, у Марии вены на руках. Так никогда до этого не рисовали. Еще насколько четко с детальной точностью прорисована меховая накидка у юноши справа, каждая ворсинка на своем месте.
Данте Габриэль Россетти. «Благовещение» (1850)
На картине Россетти «Благовещение» он представил себе, как все происходило в Назарете. Посмотрите на лицо девы Марии, она словно боится незваного гостя, а из одежды на ней простая рубаха. Из чего можно сделать вывод, что автор хотел показать эту сцену без прикрас и преувеличения. Архангел Гавриил это юноша из плоти и крови, а под туникой у него нагое тело. Одной рукой он успокаивает деву Марию, другой указывает на ее лоно, это момент зачатия. И еще меня поразила чистота цветов синего и красного. Но самое удивительное это сокращение перспективы. Ты словно невольно оказываешься внутри.
Джон Эверетт Милле. «Дочь дровосека» (1851)
Образ мальчика напоминает ангела, что на картине «Благовещение» Россетти, тот же тонкий и изящный профиль с золотистыми волосами. Он серьезно смотрит на девочку, протягивая ей клубнику. На фоне зелени красная ягода выделяется особенно эффектно. Мальчик выглядит как взрослый, очень серьезный. А девочка с радостным ожиданием смотрит на него, сложив свои ладошки. На заднем плане мы видим ее отца за работой. Также, в руке мальчика хлыст, символ положения сына сквайра. А она обычная деревенская девочка в потрепанной одежде. Сиренево-розовый тон платья переливается как хамелеон. Ярко-алый цвет одежды мальчика сразу обращает на себя внимание и символизирует власть. В пейзаже каждая травинка, листочек, кора деревьев выписаны с детальной точностью.
Джон Эверетт Милле. «Мариана» (1851)
В основу написания картины легла героиня Мариана из поэмы Теннисона, а он в свою очередь написал ее по поэме Шекспира «Мера за мерой». Приданное девушки утонуло в море, поэтому ее оставил жених. Эта картина об одиночестве, скуке, отчаянии. Девушка работает над вышивкой, она стоит в интересной позе, отбросив работу. Руки на пояснице, словно у нее болит спина, но эта поза выражает безысходность и горе, судя по ее выражению лица. Женщина стремиться реализовать себя через замужество, но этой возможности ее лишили. Она живет как монашка. Женщин в то время было много, поэтому тема замужества была очень актуальна. Ее темно-синее платье сшито из богатого бархата и красиво контрастирует с оранжевым стулом. Прекрасный колорит! Но вот что еще интересно, мне кажется, что осенняя листва за окном и раскиданные листья на полу как символ увядания, старости в одиночестве. Она страдает, что жизнь ее кончена, так и не успев начаться. Осенние листья, словно развеянные мечты, которым не суждено осуществиться. Она смирилась, потому что выхода нет, полная безысходность. А посмотрите на мышь на полу, возможно, это и есть она сама, запертая в душной клетке.
Джон Эверетт Милле. «Гугенот в День святого Варфоломея» (1851-52)
На картине гугенот (протестант) отказывается от предложения своей девушки повязать отличительный знак католиков, белую повязку. Ведь через несколько дней наступит Варфоломеевская ночь, когда много гугенотов будут убиты в религиозной войне между гугенотами и католиками во времена царствования Екатерины Медичи. Известно, что Милле уделил особое внимание прорисовке одежды героев, и это видно с первого взгляда. Вы только посмотрите какой переливчатый фиолетово-розоватый цвет его камзола, сколько в нем тонких нюансов цвета. Он сразу выделяет юношу, сообщая нам, что он главный герой картины. Он смотрит на девушку, словно уже знает свою судьбу, но при этом спокоен и собран. Еще обратите внимание, в его ногах лежит ярко алый цветок и пара лепестков на мыске его обуви символизирует кровь. А девушка напротив очень обеспокоенно вглядывается в лицо, жалобно пытаясь одеть повязку. Детально прорисованная кирпичная стена на заднем плане с вьюном и цветами, привлекает внимание своей точностью в передаче каждой детали листочков и веточек.
Форд Мэдокс Браун. «Иисус, омывающий ноги Петру» (1852)
«И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: ЧТО Я ДЕЛАЮ, ТЕПЕРЬ ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ, А УРАЗУМЕЕШЬ ПОСЛЕ. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому [и] сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете». (Иоан.13:2-17)
Иисус омыл ученикам ноги и затем сказал о предательстве, которое совершится в эту ночь. Он пришел не просто для того, чтобы омыть грязные ноги Петра, но и для того, чтобы простить и очистить его от всех его грехов. Особенно меня потрясло выражение лица у Христа, его кротость и в тоже время величие, достоинство, смирение. Он любит своих учеников, которые окружили его, сидя за столом, и каждый по-своему воспринял его действия, кто-то с ужасом, а кто-то с удивлением и недоумением, с любопытством и радостно. Также мы видим здесь, что Петр испугался неожиданного поступка Иисуса. Он не мог понять, почему Иисус вдруг начал омывать ученикам ноги. Петр все не решается опустить свою левую ногу. Колорит картины передан в основном за счет красного, оранжевого и зеленого цветов (простите на рисунке это не очень видно, лучше не смогла найти). Фон напротив черный, что создает определенную интимную обстановку.
Джон Эверетт Милле. «Офелия» (1852)
Пожалуй, это самая популярная картина у Милле. Интересно, что моделью для картины послужила Элизабет Сиддал. Элизабет позировала художнику лишь один раз, для «Офелии». Для большего правдоподобия Элизабет пришлось позировать художнику, лежа в ванне с водой. Ванна подогревалась снизу масляными лампами, но однажды лампы потухли, а он был настолько увлечен работой, что даже этого не заметил. Элизабет замерзла и сильно простудилась. На девушке было роскошное платье, вышитое серебром, которое Милле купил в лавке старьевщика. А оно и, правда волшебное, изумительная передача цвета, фактуры и потрясающий рисунок из сплетенных цветов. Вы только посмотрите на него.
В основу сюжета взято произведение Шекспира «Гамлет», где Офелия после убийства отца и отречения от нее возлюбленного, собирая цветы и напевая песни, падает в ручей, а тяжелое платье утягивает ее на дно. Здесь совершенно необычная композиция, мы привыкли читать картины слева направо, однако здесь по ходу течения ручья справа налево. Возможно, автор этим хотел вызвать у зрителей беспокойство, и ему это удалось. Он продумал все до деталей, изобразив цветы, оплакивающие горькую судьбу Офелии. Причем, каждый цветок имеет свое значение, свой смысл. О, как они красивы! Предлагаю посмотреть более детально на них.
Милле смог показать смерть красивой, от взгляда на это полотно наворачиваются слезы. На картине время как будто замерло. Офелия сама как цветок, не выдержавшая жизненные невзгоды и неурядицы. Слабые, размытые линии, безжизненное тело и беспомощно воздетые руки над водой. Почему-то когда долго смотришь на картину, то на тебя обволакивает шум, ты слышишь тихий звук переливчатого журчания, который раздается внутри тебя и шелест листьев над головой. Вдруг, все меняется….шшшшш… В ее глазах застыло последнее мгновение безысходности существования и великого одиночества. Сама атмосфера погружает нас в этот мир отсутствия людей и полной беспросветной тоски. Выход только один. Она не выдержала, сломалась. Обратите внимание, насколько четко прорисованы листочки, веточки, цветы.
Уильям Холман Хант. «Проснувшаяся стыдливость» (1853)
Автор на этой картине поднимает вопрос содержанок. Проституция была очень обсуждаемым вопросом в то время, а средний класс был возмущен их присутствием на улицах, в сюжетах романов. Но на картине Хант изображает проститутку в центре вместе со своим покровителем, и это не гротеск, а портрет, который показывает ее положение в обществе. Она поднимается с его колен, и, глядя на невинно прекрасный сад, раскинувшийся за окном, внезапно все осознает. Что интересно, так это поданная перспектива, когда Хант рисует зеркало сзади персонажей, и это позволяет нам увидеть распахнутое окно, силуэт девушки и сад, куда устремлен ее взор. Таким образом, мы можем понять размеры комнаты. А в левом краю кошка играет с полуживой птицей, словно ее покровитель играет с ней. Хант отображает каждую деталь очень точно. Понятно, что эти отношения держаться на ее красоте, недаром внизу картины мы видим упавшую перчатку, художник, скорее всего, намекает, что она будет также отброшена со временем.
Генри Уоллис. «Смерть Чаттертона» (1856)
Уоллис обязан своим первым успехом картине «Смерть Чаттертона». На ней изображен Томас Чаттертон, бедный поэт конца XVIII века, который по одной из версий в припадке отчаяния отравился, покончив с собой, не достигнув и 18 лет, а по другой якобы он мог выпить много лекарств, возможно, чтобы привести свои чувства в порядок. При первом взгляде на эту картину что-то екнуло внутри меня. Какой красивый юноша и почему он так странно лежит, может заснул. Но нет, приглядевшись, мы видим его мертвенно-белое лицо. Он мертв, и только его огненно-рыжые волосы напоминают о его яркой жизни. Форточка над кроватью, где он лежит, приоткрыта. Почему? Задалась я вопросом. И тут меня осенило. Возможно, это для его души. А за окном простирается дивный Лондон с его красивыми зданиями и атмосферой викторианской эпохи. Жизнь продолжается… В его правой руке, что свесилась с кровати на пол, зажаты порванные клочки бумаги, а рядом сундук полный таких же клочков и разодранная книга. Это его сочинения. Рядом пустой пузырек из-под лекарств. Особенно меня поразили цветовые пятна, выделяющиеся на полотне, ярко-рыжие волосы - синие штаны - бордовый камзол. Вероятно это жизнь - медленно угасание - смерть, кровь. Какой же все-таки красивый юноша, словно сошедший с итальянских картин и от этого еще больнее смотреть на эту мертвую молодость.
Форд Мэдокс Браун. «Труд» (1852-1865)
Социально-утопическими взглядами Брауна навеяна его картина «Труд». Мы видим много персонажей, каждый занят своим делом, но особенно меня поразил маленький ребенок на руках девушки, повернувшейся к нам спиной в центре картины. Он сразу привлекает к себе внимание. Притягивают его глаза, словно говорят: «За что?». Это полотно повествует о трудной жизни обычных людей, занятых физическим трудом день ото дня, из поколение в поколение и миром богатых, ничем себя не утруждающих людей, которые с весельем и цинизмом смотрят на работающих. А ведь обычные работяги гораздо лучше их, хотя бы тем, что оказывают друг другу поддержку, чего не скажешь о высшем обществе, где каждый сам за себя. Их лица пустые, так же как и душа. Простые люди знают зачем они живут и лица у них одухотворенные смыслом. Однако справа, мы видим вереницу людей с плакатами, предполагаю, что они недовольны уровнем жизни, условиями своего существования. Да, им нравится работать, но не в условиях нищеты и безысходности.
Чтобы лучше понять участников Братства прерафаэлитов, кто они, чем жили в викторианскую эпоху, их мечты и мысли, об их музах, творчестве и создании исторических шедевров посмотрите сериал «Отчаянные романтики», вот здесь можно с ним ознакомиться
http://www.kinopoisk.ru/film/469542/.
В следующем посте я освещу свои мысли и чувства от выставки Тициана. Скажу наперед, что я также осталась от нее под огромным впечатлением. Кто не успел еще сходить, обязательно это сделайте, уверяю вас, это шедевры, которых нельзя не посмотреть, особенно, когда осознаешь, что их писали такие великие художники!