Вспоминая Эль Греко.

Jul 26, 2013 20:13

В свете свежих раздумий и в контексте моего предыдущего поста http://t-nadja.livejournal.com/23784.html решила-таки воскресить в памяти и оформить словесно образ картины Эль Греко "Погребение Графа Оргаса", которая находится в Толедо в церкви Санто Томе.
А, может, это серый день навеял, но небо сегодня, действительно, удивительное! Грозовые тучи, облака  перьями и мазками перемешиваются друг с другом, лишь у самого горизонта открывая дольки просветов закатного небе и кажется всё застыло, поднимаешь взгляд наверх - нет, в движении и быстром! Есть какая-то скрытая тревога в этом, как в ожидании, но не в тягостном, а волнительном. Вот, сейчас, сейчас...! А, внизу чередующиеся полоски уже тёмного леса и поля.
Земная статика и динамика неба...а, между ними я.


и



Это запись, сделана по пути из Мадрида в Барселону (когда пережитые эмоции были ещё свежи):
"В небольшой церкви на входе в центральный зал вы увидите эту картину Эль Греко, скорее похожую на роспись.
Вот, если сразу перейти к кульминационному переживанию, которое я испытала у подножия этой картины, а она довольно большого размера, я могу подобрать только одно слово - преклонение. Это буквально! Дыхание схватывает на вздохе, вот так: "Аааах!" и всё...... пустота. Нет тела, позвоночника, тяжести мышц, мыслей, образов.... Взгляд и внимание проникает последовательно в каждый ярус и слой композиции, но это осознаёшь потом. А, сначала вздох-пустота-пространство света и, наконец, мысль: "Этого не может быть!" Чего не может быть? Чего? Ну? Посмей! Произнеси! Вот, этого ощущения сопричастности к небесному, но проявленному здесь и сейчас в тебе самом. И этот поток света ты не только созерцаешь перед собой, но и чувствуешь изнутри. Он не снизошёл, нет, он проснулся внутри, как будто ожил, и наполнил тебя изнутри тотально. Это такая яркая вспышка, которая заставляет тебя склонить колени, нагнуть голову к груди, зажмуриться, наконец, прижать руки к сердцу - замереть.... Потом на ватных ногах присесть на скамейку напротив и начав робко дыша, буквально, заставляя себя рассмотреть картину детально. Почему так сильно и ярко отозвалось в теле, как этот эффект дошёл так быстро до сердца и благодаря чему?"

Когда стоишь перед ней, получается, что первый ряд земного мира оказывается на уровне глаз, затем взгляд скользит наверх и уже много выше второй уровень восприятия - мир небесный.
Сначала бъёт контрастность нижнего яруса, на тёмном фоне монументальные, золотые фигуры духовных лиц, образующие круг, внутри которого тело умершего. Затем портретные, чётко прописанные бледные лица идальгос создают ту самую тонкую, скорбную горизонталь, что разделяет два мира.
А, дальше всплеск жёлто-зелёного одеяния ангела и будто через родовые узкие пути вход в иное пространство. Где те же прописанные лица и фигуры, но колористика и ритмы совсем другие. Это мир духовный, где в вершине треугольника - Христос и всё обращено и тянется к нему, линии, взгляды, чем ближе к его фигуре, тем краски становятся светлее и прозрачнее. Только фигура Богородицы, её контрастные пятна одежды заставляют задержаться, как бы сдержать вздох на мгновение, а дальше опять путь к высшей точке.
Вся картина словно дышит, живёт и двигается.  Её очень волнительно проживать, чувствовать, всё вибрирует внутри под движение ритмов, красок, но на разной частоте. От плотного, статичного, тяжёлого к тонкому, лёгкому, зыбкому.
Мне не даёт покоя фигура Богородицы. Почему он так её прописал, такими цветами? Ведь, она выбивается из общего колорита верхнего яруса таким контрастным пятном. Может, её одеяния говорят о том, что душа обретает кровь и плоть через женщину? Не знаю... скорее так чувствую. На самом деле, она погружает в себя как в воронку, как в какое-то пространство совсем иное, её накидка, такая тёмная, густая. Она как будто вобрала в себя краски обоих миров и заступницей (но не препятствием) сидит у ног Всевышнего как последний отголосок земного пути, как воспоминание о прошлых жизнях, куда может опять нырнуть сознание и вернуться к плотному миру, а может продолжить свой путь.

Даже не знаю какое заключение сделать, какой вывод...
Лучшее, что я могла бы написать что, это НАДО видеть, но увидев, ведь надо и прочувствовать. Это довольно пронзающее переживание, как погружение в купальню с ледяной водой, словно вылетаешь из тела на доли секунды. Главное, вспомнить слова молитвы...

искусство

Previous post Next post
Up