Прочитав "Беседы об искусстве" Родена, хочу посоветовать всем, кто еще не знаком- ознакомиться, кто не приобрел - обзавестись ею и держать у себя под рукой. В первую очередь это относится к слушателям Студии Любови Михайловны "Развитие творческих способностей". Друзья, уверенна, всем вам будут особенно понятны и близки слова Родена, изложенные в этом произведении.
В своих анализах к книге "Беседы об искусстве" буду выделять особо важные для меня высказывания, касаемые понимания искусства и разборы произведений Родена.
«… Мы считаем лицо единственным зеркалом души, подвижность его черт кажется нам единственным внешним проявлением душевной жизни. В действительности нет ни одной мышцы тела, которая не выражала бы наших внутренних порывов. Все в человеческом теле говорит нам о радости или грусти, энтузиазме или отчаянии, безмятежности или гневе… Протянутые руки, склоненный торс несут улыбку, исполненную такой же нежности, что и улыбка глаз или губ. Но чтобы истолковать язык тела, нужно учиться, терпеливо читая по складам, и тогда вам откроются страницы этой великолепной книги. Греческим художникам ее помогал постичь сам строй античной цивилизации. В наши дни Роден добился того же лишь благодаря силе воли.
Он пристально вглядывается в свои модели, упивается красотой бьющей в них жизни, наслаждается игривой грацией юной женщины, наклонившейся, чтобы поднять обувную колодку, утонченной грацией другой, поправляющей свои золотистные волосы, чуткой упругостью походки мужчины, и, когда чье-либо движение, поза ему нравятся, он приказывает натурщику зафиксировать эту позу. Он бросается к глине- и вскоре фигурка уже готова, и скульптор живо переходит к другой.
Однажды вечером, когда уже сгущались сумерки и натурщики в мастерской одевались за ширмами, я заговорил с мэтром о его художественном методе.
- Меня удивляет то, что вы действуете совершенно иначе, чем ваши собратья, - заметил я. - Я знаком со многими скульпторами, видел их за работой. Они указывают модели на пьедестал, так называемый стол, и приказывают принять ту или иную позу. Чаще всего ни сами определяют ее, сгибая или вытягивая руки и ноги натурщика, склоняя или выпрямляя его, точно подвижный манекен. А затем переходят к работе.
Вы поступаете наоборот: выдерживаете, когда натурщики сами примут интересную позу, и потом воспроизводите ее. Как будто это вы подчиняетесь их указаниям, а не они вашим.
Роден, оборачивавший статуи влажной тканью, спокойно возразил:
- Я следую указаниям не натурщиков, а Природы. У моих коллег, без сомнения, есть свои причины поступать так, как вы описали. Но, совершая насилие над Природой, поступая с человеческим существом как с куклой, они рискуют создать нечто искусственное, мертвое.
Я же будучи охотником за истиной, ловцом жизненной правды, воздерживаюсь от того, чтобы следовать их примеру. Я беру подсмотренное у натурщика движение из жизни, а не пытаюсь вызвать его искусственно. Даже когда сюжет, над которым я работаю, заставляет добиваться от модели определенной позы, я даю натурщику указания, но старательно подавляю в себе желание коснуться его, чтобы установить эту позу, поскольку не хочу инсценировать то, что в реальности рождается непроизвольно.
Я всегда повинуюсь Натуре и никогда не претендовал на то, чтобы командовать ею. Мое единственное намерение - буквально следовать ей. ….»
(От себя: Джо Бьюссинк, делясь своими секретами, рассказывал, что часто делает снимки, подглядывая сквозь щель приоткрытой двери или из-за угла. Его цель: оставаться не видимым, чтобы добиться естественных эмоций и поз, заложенных в человека природой.)
«… слепок воспроизводит лишь наружность, я же воспроизвожу еще и дух, что тоже является частью Натуры.
Я постигаю истину в целом, а не то, что лежит на поверхности.
Я нарочно подчеркиваю то, что отражает душевное состояние, которое я стремлюсь воплотить.
И он указал мне на одну из своих самых прекрасных статуй, что стояла на подставке подле меня: коленопреклоненный юноша, жестом мольбы протягивающий руки к небу. Все его существо пронизано отчаянием. Излом туловища, вздымающаяся грудь, безнадежность в вытянутой шее, в руках, устремленный к чему-то неведомому в попытке удержать его.
- Видите, - сказал мне Роден, - я подчеркнул выпуклости мышц, говорящие об отчаянии. Здесь, здесь и вот здесь я обозначил сухожилия, напрягшиеся в молитвенном порыве….
Жестом он очертил самые трепетные фрагменты скульптуры.
- Ловлю Вас на слове, мэтр! - с иронией воскликнул я. - Вы сами сознались, что подчеркнули, преувеличили. Вот видите, вы изменили Природе!
Он принялся смеяться в ответ на мое упорство.
- Да нет же, - ответил он. - Я не изменил ей. А если и так, то сделал это неосознанно. Чувство, что повлияло на мое видение, было мне подсказано Природой, которую я копировал…
Если бы я захотел изменить то, что видел, приукрасить это, я не смог бы сделать лучше.
Немного помолчав, он продолжил:
- Соглашусь с вами, что художник воспринимает Природу иначе, чем другие, потому что чувство помогает ему открыть под внешней видимостью внутреннюю истину. …»
Огюст Роден "Последний призыв", бронза, 1889г
Мужская плоть
вся -
обращённость в небо,
вся -
вызволить душу.
Нагота,
одетая светом.
Точно вода
стекает (по бронзе)...
Человек в бликах
ласки Бога?
Молчание Выси.
Слышит.
Георгий Комаров.
Огюст Роден "Последний призыв", бронза, 1889г
Отчаянье ...
Это когда не осталось надежд,
когда сам человек
запрет на желанье.
А оно - жжёт, испепеляет.
Отчаянье - нет больше сил на крик,
когда он - беззвучный -
самой сутью души и тела.
Георгий Комаров.
«… Речь идет лишь о том, что надо уметь видеть.
О, вне всякого сомнения, посредственность, копируя, никогда не создаст произведения искусства, поскольку смотрит, но не видит; посредственный художник будет с мелочной тщательностью фиксировать каждую деталь, но результат будет плоским, лишенным характерности.
Но профессия художника не для посредственностей, даже самые верные советы не придадут им таланта.
Настоящий же художник не смотрит, а видит, а значит, его взор, направляемый интуицией, проникает в сокровенные тайны Природы »