История одной дорожки

Feb 03, 2013 23:06

Недавно в моем сундучке, куда я собираю разные вещи для дома, появился еще один предмет - вязанная крючком дорожка. Это первое изделие, которое я связала после довольно долгого перерыва. Собственно, сначала я думала просто поделиться со всеми членами моего любимого сообщества этой радостью. Целый год потребовался, чтобы ее закончить! Начиная этот пост, я планировала ответить на два вопроса: почему я решила связать дорожку, а также что поддерживало во мне решимость ее закончить, ведь ее размеры оказались отнюдь не маленькими. Но оказалось, чтобы ответить на эти вопросы, нужно вспомнить предысторию. Только так становятся понятными изменения, ведь они внутренние, а не внешние….



Вязать я научилась давно, в классе 7, наверное. Помню, как еще задолго до этого, дома у моей одноклассницы увидела салфетку с лебедями. Они были объемными, накрахмаленными и образовывали круг вокруг вязаного озера. Мне эта салфетка казалась тогда просто произведением искусства. Но больше всего мне нравилось дома у моих бабушек и у бабуси (моя пробабушка по маминой линии). У бабуси было просторно и светло. Стены были обмазаны глиной и побелены. На полах лежали половики и коврики, которые делались из остатков ткани. В углу висела икона, которую покрывал рушник, украшенный вязаным кружевом. На кровати из-под покрывала виднелся вязанный крючком подзор (бабуля до сих пор использует такое белье). На окнах висели простые белые хлопковые занавески. На одной из стен висела рама, а за ее стеклом находились разные фотографии родственников. И, вроде бы, все это было незамысловато, но была во всем этом какая-то гармония.

Поэтому когда наша учительница по домоводству Александра Дмитриевна Кожевникова сказала, что будем учиться вязать крючком, я встретила эту новость с энтузиазмом. Однако вовсе не желание поддерживать семейные традиции подвигло меня освоить вязание. Это была середина 90-х, жили мы тогда фактически только на папину зарплату. Мама работала учителем в школе, но часов у нее было мало и, чтобы появилась какая-то возможность что-то изменить, училась в аспирантуре. И тут я, освоив основные приемы, поняла, что крючок и нитки позволят мне иметь любой наряд, какой захочу. Появился ажурный жилет с оригинальным боковым декором (откровенно говоря, я не умела тогда соединять детали :-D ), который моя подруга потом даже скопировала. Следом связала мини-юбку, которую носила с черной водолазкой и ажурным жилетом…. Помню, как увидела в журнале Glamour вязанный пояс из коллекции Prada: он представлял из себя ленту, вязанную столбиками без накида, и пряжку и стоил 9 тысяч рублей. Я тогда очень порадовалась, что мне такой пояс может достаться гооооораздо дешевле. Тогда я еще не знала, что главное образ, а не вещь сама по себе. Возможно, что в контексте коллекции этот пояс выглядел великолепно, но отдельно сам по себе вызывал недоумение своей ценой. Последнюю вещь я связала на 3 курсе университета. Это было белое платье с обложки Cosmopolitan, котором я сфотографировалась у бабули в огороде на фоне кустов картошки и больше в нем нигде не появлялась.

Для дома я вязала немного и без особого пиетета. В большинстве случаев, эти вязаные вещи в современных квартирах существовали сами по себе, не находя поддержки в окружающих предметах. Помню, у меня на пианино стоял подсвечник и как-то воск накапал на крышку. На нем осталось пятно, которое неплохо скрывала одна из вязаных салфеток. Наверное, интуитивно всем хотелось сделать свое жилье более уютным и индивидуальным, слово «стильный» тогда так широко не использовалось. Но ожидание того, что использование салфеток может «перебить» влияние стандартной мебели, стандартных цветов и т.д. себя не оправдывало. Да и сами салфетки применялись стандартно. На журнальный столик, под телефон…. Ни разу не видела, чтобы их использовали для сервировки, например. Короче говоря, эти душевные, в общем-то, вещи не находили особого отклика во мне.

Итак, вязание крючком я забросила на 3 курсе. Закончила университет, начала работать…. Работать…. Работать….

Поворотным моментом для меня стала поездка во Флоренцию. У меня появилось два желания.

Во-первых, я поняла, что хочу изучать искусство. Гуляя по Флоренции, и, особенно, после посещения Уффици, я поняла, что не чувствую удовлетворения на 100%. Красиво, и что? Было смутное чувство, что есть во всех этих произведениях больший смысл, что-то скрытое, чего я не знаю.

И, во-вторых, мне захотелось больше узнать о русских традициях, научиться привносить их в свое пространство, быть мини-послом своей страны. Извините, за пафос. Попробую объяснить. Каждый раз приезжая в Италию, я знакомлюсь с большим количеством людей, не только с итальянцами, но и из других стран. У большинства из них довольно смутное представление о России, зато есть какие-то стереотипные мнения. Когда-то у Александра Васильева я прочитала, что иностранцем уже давным-давно Россия и русские неинтересны, все с ними уже ясно и понятно, но это не так. Им интересно. Но как они будут относиться к нам и к нашей стране, зависит от каждого взятого человека. Каждый раз мы, как дипломаты, представляем ее интересы. И здесь без знания своей истории, традиций не обойтись. Иначе как рассказать, насколько богата наша культура, объяснить какие-то явления, парировать замечания и т.д.? Кроме того, вдали от дома, как-то особенно хотелось почувствовать связь со своими корнями и их поддержку. И тогда у меня появилось желание использовать в своей одежде (да и вообще в моем окружении) предметы, в которых воплотился «русский дух». А какие это вещи? Ну, конечно, наши народные ремесла! Финифть, брошки с лаковой росписью, гжель, дымковская игрушка и т.д., но как это все вписать, чтобы было современно и осмысленно?

Прошло некоторое время, и я узнала о Студии Любови Михайловны. И уже в начале первого занятия я поняла, что это то, что я искала, что я дома. Подготовительный год дал крепкую основу для понимания. Раскрытие Любовь Михайловной глубинного знания об искусстве - это просто переворот в сознании. То, что какие-то вещи казались правильными интуитивно, находило объяснение в теории, на многие вопросы нашлись ответы. Но самое главное было на первом году обучения. Тренинги и демонстрации того, как традиции вписать в современную жизнь, помогли мне лучше почувствовать народные промыслы, я поняла, что с ними нужно делать. Благодаря Любовь Михайловне я узнала о потрясающих выставках «Ладья», «Рождественский дар», «Жар-Птица», православных выставках (Да, да! Оказалось там много всего интересного! И чего это я раньше туда не ходила?) Я уже с большим энтузиазмом разглядывала представленные там предметы, сравнивала, искала, что близко мне, что мне хотелось бы, чтобы меня окружало, что я бы передала своим детям. На меня произвело неизгладимое впечатление открытие того факта, что полосатая скатерть из Латинской Америки мне может что-то рассказать, посредством чередования цветных полосок. Это было задание выполнить коллективную сервировку. Отталкивались мы от скатерти. При ее восприятии, я почувствовала, что земля подо мной начинает ходить ходуном, и увидела картинку. Какие-то участки земли уходили вниз, другие поднимались, образовывая горы, все тряслось, как при землетрясении. Для себя я это обозначила, как сотворение земли. Меня это поразило до глубины души. А потом была самостоятельное задание - тоже сервировка. И опять опыт удался, что меня окрылило.

Сервировки меня увлекли. Мне, в принципе, всегда нравилось, когда стол красиво накрыт. Но я еще сделала практическое наблюдение: за стильной сервировкой застолье проходит спокойнее, доброжелательнее, никто не ворчит, ты попадаешь в какое-то другой пространство. Там проблемы, которые тебя волновали еще пять минут назад, уже не имеют силы. И поэтому мне захотелось иметь больше разных предметов для создания разных образов. И рука потянулась к крючку и ниткам. Конечно, времени ушло на нее много, но и удовольствие от процесса я получала большое. Воображение рисовало, как мы с моей семьей собираемся за столом, а на нем лежит эта дорожка, что окружают его «живые» предметы, рассказывающие одну историю, среди которых не будет ни одного случайного, представляла, как передам ее в наследство моим детям, научив их чувствовать, что хотят им рассказать окружающие вещи.

Итак, я снова вяжу, но делаю это осознанно. Вяжу, не потому что мне это помогает решить какие-то практические задачи (нужна скатерть, а купить невозможно), а потому что знаю, что делать с этими предметами, потому что вспоминаю в этот момент о своих бабушках, чувствую единение с этими вещами.













P.S. Просматривая различные зарубежные журналы, я вижу, что очень часто используются вязанные крючком кружева. У меня дорожка белая (этот цвет больше связан с моими детскими воспоминаниями), но в следующий раз свяжу что-нибудь цветное.




Design By Leftovers (Компания, которая использует остатки пряжи, ткани и т.п. для создания новых предметов)








Marie Clare Idees, выпуск 78, май 2010.




Marie Clare Idees, выпуск 75, декабрь 2009.

И напоследок, несколько фотографий с показов наступающего сезона.






Из коллекции Alena Akhmadullina весна-лето 2013.




Из коллекции Alberta Ferretti весна-лето 2013.




Из коллекции Dolce&Gabbana весна-лето 2013.




Kate Bock for Elle Italia February 2013.

обучение стилистов, национальная традиция, творческие привычки, интерьер, о студии

Previous post Next post
Up