Вельфлин, сравнительное восприятие Боттичелли и Креди

Nov 06, 2012 13:52

Оригинал взят у e1fin в Вельфлин, сравнительное восприятие Боттичелли и Креди
Пару месяцев назад я как-то одновременно купила книгу Вельфлина и скачала ее же в электронном варианте. Сначала попробовала бумажный вариант, но пошло с таким скрипом, что продолжать было просто невмоготу, да и материал построен на восприятии иллюстраций, а они в книге чб и плохого качества. В общем, книга была временно отложена. А пару дней назад я снова взялась, на этот раз за электронный вариант с одновременным поиском качественных иллюстраций в интернете и заменой на них ужасных сканов в книге и пошло-поехало, и вот уже четверть книги удалось одолеть :)
Буду постепенно выкладывать свои "открытия" в жж.

Читать, конечно, тяжело невероятно. Практически все приходится перечитывать не по одному разу, и все равно усваивается в лучше случае половина, и перечитывать придется еще не раз. Но тем не менее процесс пошел :)
В книге замечательно изложены понятия линеарности и живописности, изложение строится на базе сравнительного восприятия как близких друг другу по времени и стилю, так и принадлежащих к разным художественным школам художников. Для меня пока самое ценное, что удалось извлечь, лучшее понимание линии. Наконец-то (!) я смогла воспринять и оценить знаменитый "боттичеллиев контур". Вообще к этому "снаряду" я делала несколько подходов, но он оставался закрыт, и вот, наконец, мне кажется, удалось прикоснуться.

Итак, сравнительное восприятие Боттичелли "Рождение Венеры" и Лоренцо ди Креди "Венера".






Вельфлин: "... Если не вменять себе в обязан­ность сравнение с одним и тем же оригиналом, то различия между этими индивидуальными стилями высту­пают, конечно, с еще большей отчет­ливостью. Боттичелли и Лоренцо ди Креди-художники близкие по вре­мени и родственные по происхожде­нию, оба они флорентийцы позднего кватроченто; но боттичеллиевский ри­сунок женского тела, в смысле понимания строения и форм, есть не­что свойственное только ему и отли­чается от любого изображения жен­ского тела Лоренцо столь же основательно и радикально, как дуб отличается от липы. Бурные линии Боттичелли каждой форме сообщают своеобразную остроту и активность, для рассудительно моде­лирующего Лоренцо все сводится к впечатлению покоящегося явления. Нет ничего поучительнее сравнения одинаково со­гнутых рук у того и другого художника. Острота локтя, изящное очертание предплечья, лучеобразно раздвинутые пальцы, прижатые к груди, заряженность энергией каждой линии - таков Боттичелли; Креди, напротив, производит впечатление какой то вялости. Весьма убедительно моделированная, т. е. почувствованная объемно, форма его все же лишена притяга­тельной силы боттичеллиева контура. Перед нами различие темпе­раментов, и это различие сказывается всюду,-все равно, будем ли мы сравнивать целое или части. Существенные особенности стиля познаются в рисунке любой детали, хотя бы ноздри."



Боттичелли:

Не очень глубокий легкий вдох, потом глубокий плавный и бесконечный, как сама линия, выдох. Тело при выдохе расслабляется, как при спуске лифта, затем дыхание на мгновенье замирает, а потом все снова повторяется. Словно выдыхаешь больше воздуха, чем вдыхаешь. Время от времени делаешь вдох поглубже, а затем еще более глубокий выдох.. Может быть, так выдыхается сама жизнь?

Лицо расслабляется, все тело расслаблено, ощущается потеря веса. 
Линии плавные, непрерывные, легкие, изящные (хотя это слово здесь не совсем подходит, скорее «упругие», наполненные энергией). 
Венера зависла в воздухе. Ее фигура S-образна, и ты словно покачиваешься на волнах, проходя каждый изгиб. Начиная с лица, переходя к шее и сильно покатым плечам, а затем рукам и так до кончиков пальцев ног. Линия непрерывна, весь этот переход плавный и бесконечный, и именно сверху вниз линии "стекают", поэтому выдох длиннее вдоха.




Креди:

Здесь совсем другие ощущения.
Непрерывных линий у Креди нет, взять хотя бы в ближайшем рассмотрении локоть и сравнить его с Венерой Боттичелли:






Прорисован каждый сустав, каждая группа мышц, вместо изящных линий Боттичелли здесь линии ломаные, структура прерывается, из-за этого дыхание прерывистое, неглубокие вдох-выдох.
Вместо расслабления и покачивания на волнах в теле ощущается тяжесть и вялость.











Если вы воспринимали "Рождение Венеры", пожалуйста, выложите ваши впечатления. Мне не дает покоя то, что Муратов  называет ее самой прекрасной картиной на Земле и лучшим творением Боттичелли, мне пока не удается воспринять ее так.

структура художественного образа, искусство, большие исторические стили, ученики

Previous post Next post
Up