Оригинал взят у
aroundtree в
Дом,который построил Параджанов.
В Новом манеже показывают коллажи Параджанова! Нужно обязательно сходить.
Во-первых Новый Манеж очень красивое архитектурное сооружение.Это бывшая
первая городская электростанция,построенная аж 1888 году.
Архитектор Владимир Дмитриевич
Шер. Она получила название Георгиевская потому,что возведена на территории
сада бывшего женского Георгиевского монастыря,разрушенного Наполеоном.
Во-вторых личность Параджанова и его творчество как нельзя актуальны сейчас.
Как пример,что настоящий художник будет творить несмотря на жизненные перипетии.
И как пример,что можно пострадать не будь революционером,а только пересмешником.
Из Еревана было привезено около 70 экспонатов, среди которых
преимущественно фотоколлажи и редкие снимки знаменитого режиссера
и художника. Выставка получила название "Дом в котором я живу".Начинается выставка семейной фотогалереей, где каждый снимок доработан Параджановым.
Ее создали в отдельной комнатке - постелили в ней деревянный пол. Все эти снимки так и висели в доме Параджанова в Ереване, где провел последние годы жизни режиссер.
Коллажи Параджанова= это мозаика из фото, сухих растений, кусочков ткани и кружев, осколков фарфора и стекла. Все это смонтировано столь мастерски, что даже обычный хлам превращается в произведение искусства.Параджанов на разных барахолках покупал порою бессмысленные предметы и создавал из них свои коллажи.
В тюрьме детали для будущих творений ему приносили заключенные. Однажды, когда его спросили, что ему дала та злополучная отсидка, режиссер горько пошутил: "Бессмертие!"Там он не мог быть кинорежиссером, поэтому рисовал и мастерил.
Серия "Несколько эпизодов из жизни Джоконды" включает 13 работ - чертова дюжина. В Москву привезли пять.Есть Джоконда в стиле Босха, окруженная мистическими персонажами. А вот она же в компании Плисецкой и Высоцкого. Еще в одной"Джоконде" Параджанов увидел уже свое лицо, прикрепив к репродукции фото. Следующий коллаж - удивительная трапеза нескольких персонажей,"собранных" из фрагментов лиц Моны Лизы.
Тогда-то эти произведения вызывали резкую критику. Но мастер парировал: "Ничего я с ней не сделал, просто дал племяннику три рубля и он купил мне репродукции. Я разрезал их, что-то склеил, что-то привнес. А ваша Джоконда висит в Лувре! Целая и невредимая! Можете пойти проверить!".
Джаконда Параджанова:
Из фольги, которой тогда закупоривали стеклянные молочные бутылки, он создавал портреты. И вот одну такую крышечку, превращенную Параджановым в предмет искусства, увидит спустя годы Феллини, и она станет прообразом официальной медали - на кинофестивале в Римини.
Во время съемок "Теней забытых предков", Сергей Иосифович привез из Карпат целую папку выразительных, удивительно экспрессивных рисунков. Сделаны они были "красками", какие попадались под руку. В горах это - сок черники, зелень травы, обугленные веточки из костра. Когда его спросили его: "Где вы учились рисовать, не в Тбилиси ли?" - "Нет, в Москве, в институте, возле своих учителей-режиссеров".
Расцвет его художественного коллажа приходится на время освобождения из-под ареста. Проживание в Киеве запрещено. Местом поселения определили Тбилиси. Сергей возвращается в дом, где в комнатах, у фонтана во дворе и на балконах появляются тени тех, кому здесь хорошо жилось. В жилище пустота. Матери уже нет. С.Параджанов обречен на безработицу. С циничной последовательностью ему отвечают отказом на Тбилисской киностудии. Как дуло пистолета, Сергей затылком ощущает недремлющее державное око. Но рядом друзья. И желание творить. Его тбилисская комната оживает натюрмортами. В работу идет все: битое стекло, старое зеркало, лоскутки парчи, кружева, пружины от старых часов, что-то подобранное на свалке.
Из этого хлама рождается чудо коллажей.
Помните:
"Когда б вы знали,
из какого сора
Растут стихи,
не ведая стыда".
(Анна Ахматова)
На трёх экранах нон-стоп демонстрируются фильмы : "Тени забытых предков", "Цвет граната", "Ашик-кериб" , "Ночь в музее Параджанова" Романа Балаяна.
Он умел то, что умеют делать только гении и дети. Днями он сидел в своей комнате, как в пещере Али-бабы, окруженный рожденной им самим красотой. Мастер спешит воплотить свои мысли, воспоминания и прозрения если не в фильмах, то хотя бы в коллажах. "Веджвуд", "Памяти Фаберже", "Молитва об Овнатаняне", "День рождения Андерсена", "Памяти брата, погибшего на войне" и еще десятки (жаль, что не сотни) композиций смотрели на гостей этого необыкновенного жилища. С особой любовью компоновал грандиозные шляпы-натюрморты, увенчанные гирляндами, перьями, кружевом. Каждая из них - целый мир, своеобразный экзотический сценарий неосуществленных фильмов С.Параджанова. Для мастера коллаж был своеобразной записной книжкой, для зрителя - воплощением легенд, притч.
Его притчи всегда были мудрые и добрые.
"Не существует чуда - существует только любовь"
С. Параджанов
Коллаж - зеркало сознания гения, распятого между красотой и духовными пытками,
физическим страданием.
"В художнике столько художника, сколько в нем ребенка", - справедливо заметил
когда-то П.Пикассо. Сергей никогда не расставался с детством, подпитывался им.
"Ромул и Рем с аксессуарами"
Пушкин с лицом Высоцкого (эта работа была создана вскоре после смерти актера)
"На смерть Высоцкому".
"Я не профессионал и на это не претендую.
Я режиссер: учился у великих мастеров Савченко
и Довженко, они оба рисовали, рисовал и Эйзенштейн,
и, поневоле, я начал рисовать, делать коллажи,
стыковывать фактуры, искать какую-то пластику"
Из Интервью Сергея Параджанова Армянскому TV
"Автопортрет" 1985-го года - кукла в человеческий рост с голубой птицей-чучелом на голове, наряженная в удмуртский костюм.
Пожалуй, из ностальгии по мозаикам Софии Киевской в композицию "День рождения Андерсена" вошла смальта. В элегантную сказку в духе рококо органично вплелись образы школы Фонтенбло, брюссельские кружева, образы смолянок с полотен Левицкого, шитье, розы - все это романтический мир мастера.
"День рождения Андерсона"
В коллаже "Я продал дачу" всякий постсоветский человек найдет цветы, вырезанные из поздравительных открыток, вид которых въелся глубоко в подкорку. Среди общего припрятано частное, например локон волос сына или фотография жены в молодости.
"Я продал дачу."
"Моя Мэрилин"
Рама - не только портал, но и действующее лицо - такое же активное, каким был занавес в знаменитом "Гамлете" Театра на Таганке. Рамы уникальны, каждая сделана для определенной композиции, как оправа для драгоценного камня. В этом - продолжение жизни персидско-тифлисской традиции. Рамы, скомпонованные из нескольких видов разноцветного бархата, украшены сусальным золотом, декорированы смальтой.
"Восточная женщина".
В клетке не птица,туфли.
"Голгофа"
"...Сейчас пришло время искать, находить и реализовывать прекрасное,
прекрасное вокруг нас - наши горы, небо.
Надо уметь выражать страсти, видеть,
любить и благоговеть. Мало любить!
Надо благоговеть..."
С Параджанов.
На выставке представлена кукла Лили Брик из мешковины. В письме из тюрьмы своей жене
Светлане он написал об этой работе: "Я из мешковины сделал куклу Лили Брик -
это шедевр, не знаю, как послать Суренчику на 10 ноября..."
С.Параджанов и Лиля Брик.
А.Тарковский и С.Параджанов.
Андрей Тарковский и Сергей Параджанов были друзьями.
Из письма Параджанова племяннику Георгию: "Ты просишь рассказать меня о Тарковском.
Тарковский мой друг. Он был у нас в гостях, ну ты помнишь. Когда мама испекла торт клубничный.
Я считаю, что он гений". Георгий был свидетелем интересной сцены: "Это было в Тбилиси, когда Тарковский приехал на десять дней с ретроспективой своих фильмов. А у нас в доме было два одинаковых туалетных набора, флаконы разной формы, - один розового цвета, а второй изумрудного. Совершенно одинаковые, очень старинные наборы. Параджанов и Тарковский соревновались: кто выстроит из этих флаконов наиболее интересную композицию. Они называли это "проверкой генов". Творческих". И еще одно: именно Андрею Сергей Параджанов и посвятил свой последний фильм "Ашик-Кериб".
"Ода Гагарину".Мечта мальчишек о полёте в космос.
"Маргарита и ещё раз Маргарита"
Это та самая Маргарита,которой художник подарил миллион алых роз!Она действительно существовала.
Параджановская шляпа -натюрморт.По-моему подушка)
"Конечно, он был уникальным кинорежиссером,
но в душе он был художником-мистификатором.
Он любил делать из своей жизни легенды.
В этом он похож на Сальвадора Дали...
Вообще, все, чего касались его руки, надо вставить
в раму, ибо все это произведения искусства".
Алла Демидова.
Художественному оформлению подверглись даже стулья.
Ковер, к которому прикреплен венок - в нем запуталась ласточка, цветы и маленькая фотография матери.
"Венок мамы"
Кукла в чалме-сам Параджанов.Автопортрет.
Султан лежит на "сундуке детства".
"Он был, как все гении, был человек дерзкий, а наша Система советская дерзких людей не любила. Она не любила самостоятельно мыслящих, самостоятельно чувствующих, самостоятельно выступающих. Она не любила независимых людей, а он был независимым, он не мог быть зависеть ни от кого, только от Господа Бога мог быть зависим. Они этого ему не могли простить. "П.Загребельный.
Сергей Иосифович Параджанов, краткая биография:
русский кинорежиссер. Родился в Тбилиси. Учился на вокальном отделении Тбилисской консерватории, в Тбилисском институте инженеров транспорта. В 1949 переехал в Киев и стал работать ассистентом режиссера, а затем режиссером Киевской киностудии имени А.П.Довженко. В 1952 Параджанов окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская И.Савченко).
Снятые по повести М.Коцюбинского "Тени забытых предков" произвели подлинную сенсацию. Близкий к украинскому фольклору сюжет обрел романтически-экспрессивное решение в области цвета, монтажа, построения кадра, музыки. Картина была восторженно встречена за рубежом (приз за лучшую режиссуру Международного кинофестиваля в Мар-дель-Плато, 1965; Кубок "Фестиваля фестивалей" в Риме, 1965; премия Британской киноакадемии, 1965), была отмечена призом Всесоюзного кинофестиваля в Киеве.
Еще более новаторской с точки зрения изобразительного ряда стала другая работа режиссера и сценариста, "Цвет граната"; в фильме, состоящем из нескольких миниатюр, он воссоздал биографию армянского народного поэта Саят-Нова на колоритном историческом фоне средневекового Кавказа. Однако режиссер, ставивший фильмы далекие от провозглашенного "социалистического реализма" и недолюбливавший советские власти, в конце концов поплатился за свою независимость и, обвиненный в "гомосексуализме и незаконной торговле иконами", три пятилетки провел в заключении. В 1984 году Сергей Параджанов поставил по грузинской народной легенде фильм "Легенда о Сурамской крепости", а в 1988 году вышла его последняя картина - "Ашик-Кериб", снятая по мотивам одноименной поэмы М.Ю.Лермонтова. Сергей Параджанов также писал сценарии и был художником нескольких спектаклей. Скончался Сергей Параджанов от рака 21 июля 1990 года в Ереване.
Более подробная биография Сергея
Параджанова.
О сфабрикованном последнем
деле.О
творчестве.
Памятник Сергею Параджанову в Тбилиси.
Сайт
Нового МанежаВыставка продлится до 11 ноября.Билет 80 руб,для льготников 20.
И ещё! У меня хорошие
новости для тех,кто любит изобразительное искусство
и плохие для любителей шуб и мёда.Манеж стал музеем!Он вошёл в МВО"Столица"
В МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ “СТОЛИЦА” вошли:
ЦВЗ "Манеж",МВЗ "Новый Манеж",МВЦ "Рабочий и колхозница"ВЗ "Домик Чехова",
Музей-мастерская народного художника СССР Д.А.Налбандяна,Музей Вадима Сидура.
В МВЦ "Рабочий и колхозница" будет музей культуры СССР.
Так же там будут демонстрироваться фильмы "Мосфильма".