Айрис Барель Апфель - Rare Bird of Fashion

Mar 18, 2012 01:55


 ....моду можно купить. Стилем вы должны владеть. Можно научить людей хорошему вкусу, можно научить людей быть терпимыми и открытыми, и можно даже научить их быть более смелыми ... но есть определенное "нечто", чему нельзя научить ...


 1
.


Увидев и прочитав в нашем сообществе прекрасные посты об Айрис Апфель которые размещались здесь http://popova-artclass.livejournal.com/97250.html и здесь http://popova-artclass.livejournal.com/94758.html#cutid1, захотела узнать о ней больше. Информации о жизни Айрис Апфель в интернете очень мало, так что собирала факты буквально по крупицам, в основном из интервью. Получилась маленькая история:

Айрис Баррель Апфель (Iris Apfel) родилась 29 августа 1921 года в Квинсе (район Нью-Йорка, США) в семье американского бизнесмена - поставщика изделий из зеркала Самуэля Барреля и русской эмигрантки - владелицы модного бутика.  Родители Айрис были заняты собственным бизнесом, поэтому девочку в основном воспитывала бабушка. Ее отец был далеким от моды человеком, ему было все равно как он одет, и что о нем думают другие. Мать силой затаскивала отца в магазины прилично одеться, а он одевал на одну ногу брючину от костюма и тут же говорил: «Все, я беру это». В детстве Айрис была очень полной, страдала от этого, но назло себе постоянно ела, что бы окончательно не влезать в свою одежду. Мама также силой вытаскивала Айрис в походы по магазинам, и каждый раз девочке приходилось умирать от стыда за свою фигуру, потому что у матери она была великолепной.   А с 12 лет Айрис Баррель уже начала самостоятельно покупать одежду и аксессуары, любовь к которым проявилась с детства. Ее мать, модница, всегда говорила, что, даже имея одно платье, можно при помощи украшений создать два десятка образов.    
          Айрис Барель изучала историю в Нью-Йоркском университете, а также брала уроки истории искусства в Университете Висконсина (США). В 19 лет Айрис уже работала составителем рекламных объявлений в ежедневнике Women’s Wear Daily - самой авторитетной газете о новостях модного бизнеса в США. Но довольно скоро девушка поняла, что это дело не интересует ее, она оставила газету и начала работать с иллюстратором Бобом Гудменом (Нью-Йорк, США). Затем Айрис заинтересовал интерьерный дизайн, где она познакомилась и начала сотрудничать с дизайнером интерьеров Элинор Джонсон (Нью-Йорк, США). И, поскольку отец Айрис был известным поставщиком предметов из стекла и зеркал, работал с лучшими дизайнерами Нью-Йорка, он и ввел в этот круг свою дочь.
         В 1948 году в 27 лет Айрис познакомилась с будущим мужем - Карлом Апфелем на курорте Лейк-Джордже в северной части штата Нью-Йорк (США). «Он тогда сказал моему другу, что я могла бы быть очень привлекательна, если бы исправила свой нос. А я сказала другу, передай ему, что бы он пошел запустил бумажного змея» (вероятно с американского слэнга значит: «поди ка помечтай»). А несколько недель спустя Айрис пришла домой с работы, зазвонил телефон, это был Карл Апфель. Он прокричал в трубку, что буквально ошеломлен гардеробом, в который Айрис была одета в тот день, а особенно ее шляпой, он наблюдал за ней из автобуса на Пятой авеню, а она шла по тротуару. Через четыре месяца, в Рождество, Айрис уже получила обручальное кольцо, и они поженились. «Иногда я спрашиваю себя, чем он отличался от других ее друзей. Он был очень легок и очень забавен, и только с ним я находила общий язык и полное понимание». Детей пара так и не завела, об этом Айрис говорит: «Все успеть невозможно. Я хотела карьеру и хотела путешествовать».
 2
.



      3.


  4.

Однажды Айрис Апфель как дизайнер интерьера, искала идеальную шелковую обивку для стен интерьера. Разматывая один за другим сотни рулонов, она поняла, что нашла свое настоящее призвание - дизайн текстиля. Созданная в 50-е годы супругами Апфель фирма по производству тканей Old World Weavers стала одной из престижнейших в этой области компаний в мире. Компания реставрировала и точно воспроизводила старинные ткани на оригинальных ткацких станках. Репродукции античных и старинных тканей Old World Weavers покупали для реставрационных работ в Белом Доме и Метрополитан-музее, здесь заказывали ткани для специальных событий Эсте Лаудер и Грета Гарбо. Именно в Old World Weavers и в декорировании интерьеров текстилем Айрис Апфель по-настоящему нашла себя. Компания Old World Weavers существует и по сей день, только хозяева сменились - в 1992 году супружеская пара продала свою компанию Stark Carpet Company, но Айрис Апфель осталась ее бессменным консультантом.

5.
«Мы чувствуем себя как любимые бабушка и дедушка … наблюдающие как дальше растет наша компания. За прошедшие пятнадцать лет добавилось еще много тканей в Old World Weavers. Мне нравится видеть, что они все еще держат марку и выпускают старые разработанные еще нами материалы».         
         Айрис Апфель спокойно жила и занималась любимой работой, как в 2005 году Институт костюма (Нью-Йорк, США) выразил желание позаимствовать несколько ее аксессуаров для своей очередной выставки. Айрис не возражала, но когда кураторы музея приехали и увидели содержимое ее шкатулок, они поняли, что несколькими аксессуарами тут не обойтись, и что гардероб миссис Апфель заслуживает отдельной экспозиции. Выставка имела огромный успех - и заставила ее вдохновительницу задуматься над статусом своего гардероба. «Многие люди покупают роскошные дорогие вещи и никогда их не носят, для меня это дикость. Одна дама как-то показала мне свое новое приобретение - изумительное платье от Джефри Бина за 15 000 долларов. Увидев его, я не могла сдержать восторга: «Представляю, какое удовольствие вы получаете, когда надеваете его!» А она мне ответила: «Да вы что! Это же часть моей коллекции! Вы же не носите то, что было выставлено в музее!», «Что ж, значит, у меня нет коллекции!» - возразила Айрис.

 
6.


 
7.

Интерьеры нью-йоркской квартиры супругов Апфель также отражают внутренний мир и увлечения ее и мужа. Голландская живопись и кушетка времен Людовика XVI, венецианские стулья, целое «королевство» зеркал в золоченых рамах, итальянские консоли, разноцветные аксессуары в лапах резной статуэтки собаки, китайские мотивы в тканях, розы, парча... Айрис негативно относится к минимализму, ее фавориты - цвет, текстура, изобилие, а потому ее квартира напоминает будуар госпожи Помпадур, когда в эпоху Людовика XV во дворцах нельзя было найти ни единого свободного места. Апфель говоря о своем жилище, называет его «джазом»: «Хранитель музея однажды сказал мне, что в том, как я сочетаю вещи, есть джазовый компонент. Джаз - это импровизация, которая тянет элементы из всех культур». Так делает и Айрис Апфель - в интерьере ее квартиры вещи, которые она привозила из самых разных мест, не только стран, но и эпох. Именно поэтому в ее доме так много вещей XVII и начала XX веков. И ее звездный дом в Нью-Йорке - лучшее доказательство того, что из хаоса можно создать произведение искусства. А началось все с купленной в Толедо (Испания) картины Веласкеса. Впрочем, Айрис не уверена точно, подлинный ли это Веласкес. Она говорит, что, если бы он был подлинным, ей было бы тяжело оставить его висеть фактически на пороге дома, в прихожей…
 
8.



9.


 10
.



11.

Айрис Апфель никогда не придерживалась определенных рамок стиля и моды. Она называет себя самым старым тинейджером мира. В своих интервью она говорит, что приобретала одежду не с целью сбора коллекции. Это была для нее охота, азарт, она заядлый шопоголик. Но привлекает ее в шопинге не простая примерка одежды по совету стилиста или консультанта, а именно сборка одежды. Тщательный поиск интересных деталей, и последующее их "соединение" - вот истинное веселье для нее. Также Айрис считает себя безнадежным романтиком. Она покупает вещи, потому что влюбляется в них. «Я никогда ничего не покупала только потому, что это ценно. Мой муж говорит, я смотрю на кусок ткани и слушаю нити. Они рассказывают мне истории. Они поют мне песни. Я должна получить физическую реакцию, когда что-то покупаю». Сама Айрис Апфель запрещает называть себя коллекционером. Великолепные экспонаты, выставлявшиеся в музее, - украшения для слонов или лошадей, трофеи, привезенные из Марокко или Падуи, болеро тореадоров и индейские пончо, все эти бесчисленные вещи - просто часть ее гардероба. Она собирала их на протяжении всей жизни, и никогда они не лежали без дела. Айрис рассказывает: «Однажды ночью температура резко понизилась, а я не была к этому готова. Я думала, у меня было что-то меховое, но не могла найти. Перерыла весь дом. В отчаянии, я хотела, как Скарлетт О’Хара, сорвать портьеры, но тогда их у меня не висело. Поэтому я накинула на себя мохеровый плед с кушетки и ходила в нем. Это выглядело великолепно».
 
1
2.


 
13.       
Айрис Апфель считает, что процесс одевания - это творческий эксперимент, веселый, восхитительный, с использованием изумительных необычно сделанных вещей. Для нее ключ к ее стилю - это аксессуары: огромные очки, браслеты, бусы которые считаются ее отличительной особенностью. Айрис собрала бесчисленную коллекцию, украшений, поясов и сумок, без которых она говорит, что не смогла бы жить. На вопрос как она сейчас справляется со своими тяжелыми аксессуарами, Айрис шутит: «Вполне успешно, за некоторыми небольшими исключениями. Например, когда я ношу серебряное ожерелье с бирюзой, я должна быть уверена, что не простою на коктейльной вечеринке больше 8-9 минут, перед тем как сесть за стол ужинать. Иначе я просто упаду». Миссис Апфель никогда не гонится за модными трендами, за тем, что диктует мода всем остальным, она покупает лишь то, что ей действительно нравится, от дзен-минималистских до барочных вещей. Она смешивает все это, и называет это своим собственным стилем. Удивительное смешивание стилей поражало многие годы окружающих, поражает и ныне. Однажды она вышла в город в вышитой вручную свадебной юбке династии Чинг, итальянском кашемировом свитере и английских кожаных сапогах для верховой езды. Один из её друзей говорит, что открыть шкаф Айрис, это все равно, что открыть шкатулку с сюрпризом. Ее манера, стиль одеваться, свойственные только Айрис Апфель, весьма необычны, она совмещает несовместимое, это баланс на грани изысканного вкуса и нелепой безвкусицы, но эту грань она никогда не переступала. Повторить подобное вряд ли кто-нибудь сможет. Айрис Апфель - это, несомненно, стиль вне возраста и времени. Вот что говорит Айрис по поводу своих ансамблей: «Это не мыслительный, а эмоциональный процесс. Я играюсь, отсеиваю. Слишком много знаний сковывают. Лучшее, что можно сделать - это расслабиться. Я люблю архитектурную одежду, чтобы «мебелировать» могла я сама. Если это хорошая базовая вещь вы всегда можете придать ей новый вид, сделать более нарядной, или, наоборот, строгой, меняя аксессуары».. Гарольд Кода (Harold Koda), куратор Института Костюма, заметил: "Этот стиль одежды требует особого, отточенного восприятия мира. И смелости".


13.

Айрис Апфель называют "Rare Bird of Fashion", то есть "редкая птица в стиле моды". В 2009 году в Метрополитане (Нью-Йорк, США) прошла выставка избранной коллекции костюмов Айрис, выставленная Институтом костюма (такой чести удостаивался лишь Ив Сен-Лоран в 1983 году).




Эта выставка имела название "Rara Avis: Selections from the Iris Barrel Apfel Collection" ("Редкая птица: Избранное из коллекции Айрис Баррель Апфель"). Избранное - это более 300 аксессуаров и 82 ансамбля, которые были собраны Айрис со всего мира, от маленьких лавочек, блошиных рынков до дизайнерских бутиков. Некоторые из ансамблей настолько безумны, смотрятся, как если бы они, появились непосредственно из ума самого Луиса Бунюэля. Персона Айрис Апфель является теперь настолько легендарной, настолько потусторонней, что многие, кто сначала видел выставку, предполагали, что она уже умерла. Айрис даже просила своего племянника для смеха говорить о ней: "Если ты услышишь, что кто-либо говорит, что я мертва, ответь им: нет, она очень даже жива и гуляет вот здесь вокруг, чтобы сэкономить на похоронные расходы». Осматривая музейную экспозицию, Апфель заметила: «Это - не показ коллекции. Это просто налет на мою гардеробную! Я всегда думала, что для того, чтобы тебя показали в "Метрополитене", нужно умереть». На вопрос, почему ее костюмы причисляют к музейному искусству, Айрис ответила: «Мне все время говорят, что я художник, и что я комбинирую вещи необычным способом. Но я я не делаю ничего, чего не делала бы последние 70 лет. Забавно. Я стала иконой и супермоделью.» В то же время Айрис отмечает, что никогда не пыталась что-то придумать нарочно, она просто чувствовала, что надо одеть. Прошло какое-то время, прежде чем получилось то, что нужно. Для начала нужно понять, кто ты есть, а потом уже проще выразить это в одежде. Айрис говорит: «Я знала многих привлекательных девушек. У них были красивые лица, и поэтому они не собирались ничего развивать в себе. И они так никогда и не узнали, что значит быть интересными. А я - знаю»…

 
14.

После того, как в 2009 году нарядами от Айрис полюбовались в Нью-Йорке, ее гардероб переехал в Бостон, в планах поездка в Европу. Все это доставляет Апфель массу хлопот, и единственная причина, по которой она продолжает этим заниматься, - гора писем от разных людей со словами благодарности за ее вдохновение и кураж. «Однажды мне даже сказали, что я изменила кому-то жизнь! А я подумала: что же за такая несчастная жизнь была у этой крошки, если мне удалось повлиять на нее», - вспоминает Айрис. Она  чувствовала, что не имеет права просить объяснений. Потом, на мероприятии для знаменитостей, все таки получила ответ. «Ко мне подошла привлекательная, средних лет, женщина, чтобы поблагодарить меня лично за то, что я помогла ей пережить ее изменения в жизни. « Мне 70 на следующей неделе», - сказала она, « и я всегда была довольна тем, как одета. Я не хотела одеваться как все, но и не знала, как выглядеть уникально. Я боялась выглядеть как фрик». Потом она пришла посмотреть выставку, и была потрясена. Она осознала, что можно самовыражаться и научиться одеваться так, как нравится. Но она не была полностью уверена, и пришла посмотреть ее еще раз на следующий день. Она начала экспериментировать. И как только она оделась не как все, она осознала, что не должна мыслить как все. Это очень важный посыл и именно поэтому я устраиваю выставку. Я чувствую, что делаю свой вклад в освобождение женщин. Они понимали, что совершенно не обязаны выглядеть как все, а тем более думать как все. И эта мысль делает меня счастливой. Разве это не самая большая награда?» Искусство для Айрис Апфель - это высшая степень самовыражения. Она говорит, что является своим собственным холстом. Быть индивидуальностью сегодня непривычно, т.к. все хотят быть как все, знать, что носят на красной ковровой дорожке. Если люди осмеливаются быть собой, это их тут же пугает. Но сама Айрис скептически относится к тому, что стать гениальным дизайнером одежды можно за счет полученных знаний. Одно из ее знаменитых высказываний гласит: «Научиться вкусу могут все, но нельзя научиться харизме»…

 
15.

Поскольку у Айрис Апфель есть русские корни, она также говорила о России: «Русские женщины меня восхищают! Вы знаете, у меня славянские корни, поэтому мы с мужем не могли не побывать в вашей стране. В 50-е пару раз плавали к вам из Италии - в Одессу и в Сочи. Увы, воспоминания остались не самые радужные - нищета, плохо одетые люди, жесткий пограничный контроль… Но женщины даже тогда были ослепительны!» В свои 90 лет Айрис мечтает побывать в Москве и ждет, когда у ее мужа перестанет болеть спина и он сможет составить ей компанию. «Я обязательно соберусь в Россию. Думаю, что моя переменчивая натура - это очень русская черта».

16.

В августе 2011 года режиссер Альберт Мэйлз объявил о своем желании снять документальное кино об Айрис Апфель. А ее друг, английский дизайнер Дуро Олоуу говорит о ней: «В Айрис больше 'улицы' чем в других которых я знаю. Вы думаете о великих костюмерах - Глории Гуиннесс или Бэйб Палей - и это является безупречным, но холодным. Айрис одевается так, как мы все оделись бы, если бы у нас были глаза. Мода походит на большую коробку Lego для нее."


17.


 18.

Айрис Апфель стала более интригующая с возрастом и седыми волосами, как будто она и ее одежда развились в новую разновидность человека - "редкая птица моды", как и название ее книги. С одной стороны Апфель не чувствует себя ограниченной своим телосложением, однако она не думает, что нужно показывать плечи после определенного возраста, никогда не делала пластических операций, но факт, ей 90 лет, при этом она одевается как изобретательный ребенок-королева. Дни, когда она чувствовала себя неуверенной, давно в прошлом. Айрис Апфель говорит: "Вы учитесь, вы растете, если вы умны - или даже умные на три четверти - надо понимать, что нет никакого бесплатного обеда. Вы учитесь работать с тем, что вы имеете. И нет никого сегодня, кто не сможет помочь себе, и еще - вы не можете пойти в будущее, если вы не произошли из прошлого."

Попробуем воспользоваться несколькими принципами Айрис Апфель:

- сделайте себя сами и создайте ваши собственные вещи, и это будет очень хорошо;

- если ваши волосы уложены должным образом, и вы носите хорошую обувь, вам может сойти с рук что угодно;

- моду можно купить. Стилем вы должны владеть. Можно научить людей хорошему вкусу, можно научить людей быть терпимыми и открытыми, и  можно даже научить их быть более смелым ... но есть определенное "нечто", чему нельзя научить. А вы можете научить кого-то рисовать, как Микеланджело? Думаю нет. Это определенный вид искусства.

 
19.

Сейчас Айрис Апфель 90-летняя бабушка, которая по-прежнему полна сил и энергии, дает множество интервью, имеет прекрасное чувство юмора и все так же обладает великим любопытством, что по ее мнению было подарком судьбы. Айрис говорит о возрасте: «Я думаю, что некоторые женщины прикладывают слишком много сил, чтобы выглядеть молодо. Коко Шанель однажды сказала, что делает женщину старше - так это отчаянные попытки выглядеть моложе .... и это так глупо, зачем же стыдиться быть 90-летней? Почему вы должны говорить, что вам 52? Никто не поверит вам в любом случае ... можно сделать молодым лицо, но руки при этом будут по-прежнему жуткими ... именно это я имею в виду, что это смешно. Зачем быть таким дураком? В возрасте нет ничего плохого, и я думаю, что это хорошо, что ты можешь быть таким старым .... Это благословение».



мода, индивидуальный стиль, от модератора, обучение стилистов, творческие привычки

Previous post Next post
Up