Не секрет, что от обучения в моей Студии чаще всего ожидают знаний и навыков в области стиля.
Но особенно страстно у моих слушателей желание создать свой ЛИЧНЫЙ СТИЛЬ, нередко здесь и сейчас.
Не один раз мне приходится напоминать, что стиль не создаётся по желанию, в результате волевых усилий. СТИЛЬ ПРОРАСТАЕТ из вашей жизни (смотрите
здесь), точнее, из Ваших эмоциональных откликов, из ПАМЯТИ ЧУВСТВА.
Создавайте Вашу жизнь, ВАШУ ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ (вот здесь-то и нужны волевые усилия!), стиль и проявится.
Хочу поделиться с вами моими недавними наблюдениями, связанными с этим, животрепещущим вопросом.
На последней выставке "Блошиный рынок" я купила гравюру.
На ней была изображена величественная дама в костюме, напомнившем мне ренессансный.
"Konigin Jsabeau. Druck und Verlag von F.A.Brockhaus in Leipzig", - прочитала я.
А выше ещё две короткие надписи: "Fr.Pecht gez." и "H.Merz gest.".
Придя домой, я поняла, что в любой комнате нашей квартиры гравюра будет уместна. Откуда эти, родственные по своему характеру, связи, которые сделали её прибывание таким органичным в нашем пространстве?
Почему гравюра сразу стала частью СТИЛЯ и даже более того, ЯРЧЕ ПРОЯВИЛА стиль пространства нашей квартиры? А ведь могла остаться внешним декоративным элементом.
Вот какой я нашла ответ на этот вопрос.
Моя новая находка - это МОЯ ЖИЗНЬ: мои эмоциональные переживания, мои открытия, в ней - я, и во мне - она. И не только во мне, но и в моём муже и, надеюсь, в сыне.
Гравюра - моя память чувств.
Вот я сижу за столом, покрытым зелёным сукном в библиотеке Академии художеств. Передо мной том Kunstgeschichte, знаменитого издания 19 века, иллюстрированного гравюрами. Я готовлюсь к экзамену по искусству Ренессанса и чувство пронзительного счастья не покидает меня.
Так зарождается моя любовь к гравюре и к Ренессансу.
А вот мой первый в Москве лекционный курс по истории искусства в Технологическом институте для модельеров.
Ренессансный костюм с его тяжеловесной роскошью неожиданно раскрывает передо мной (и позволяет раскрыть перед студентами) не только светлые, но и, совершенно неожиданно, тёмные стороны ренессансного человека. Это открытие изменяет не только мой, до этого более односоставный, исключительно солнечный, взгляд на итальянский Ренессанс, но и изменяет нечто во мне самой, прививает привычку искать нюансы, а не довольствоваться тем, что лежит на поверхности.
Пространство гравюры оказалось прожито мною и прожито, прочувствовано не за один день. И сейчас эта гравюра родственна мне и это уже не просто лист бумаги. Это воплощение моей памяти чувства. И вот почему эта гравюра - часть моего стиля.
Создавайте ВАШУ ЖИЗНЬ, трепетно храните ПАМЯТЬ ЧУВСТВ, эмоциональных открытий и стиль проявится.
Хранить память чувств нельзя без записей, без попыток ОСОЗНАНИЯ.
ТО есть ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ всегда результат такой духовной работы. И чем ярче такой духовный труд, тем ярче стиль.
Стиль нельзя создать. СТИЛЬ ПРОИЗРАСТАЕТ из вашей жизни, точнее, из Ваших эмоциональных откликов, из ПАМЯТИ ЧУВСТВА. Стиль отражение не всякой жизни, а жизни наполненной эмоциональными открытиями, яркими чувствами. Они-то и формируют, и делают, что важно(!!), ОРГАНИЧНЫМ ваш индивидуальный стиль.
Они-то и рождают и внешность, и образ жизни, и пространство, в котором Вы живёте.
Познакомлю вас с моими изысканиями по вопросу атрибуциии гравюры. Они потребовали времени и не одного часа.
Но ведь гравюра должна была открыться своей жизнью.
Гравюра "Королева Изабелла" художника Генриха Мерца выпущена издательством Фридриха Брокгауза где-то в середине XIX века в Лейпциге.
Об издательском доме Фридриха Брокгауза
здесь.
"В 1817 году издатель ф. а. Брокгауз переехали города Лейпциг. … После смерти основателя ф. а. Брокгауз в 1823 году двое сыновей, H. Брокгауза и Фридрих Брокгауз (1800-1865) продолжал Издательский дом в Лейпциге".
О художнике Генрихе Мерце
здесь и
здесь.
"Вообще, в начале текущего столетия граверы Германии держались приблизительно тех же принципов и приемов, как и их французские и итальянские собратья. Но вскоре под влиянием новых идей условия изменились: пробуждение национального духа, изучение средневековой эпохи, увлечение отечественною стариною и старание возродить ее с ее представлениями и верованиями - словом, романтизм, овладевший сначала немецкой поэзией, наложил свою печать и на образные искусства. В живописи самыми характерными выразителями нового стремления явились Овербек, Корнелиус и Каульбах; в гравюре оно породило группу художников, преимущественно мюнхенцев и штутгартцев, верных последователей названных трех живописцев: Ф. Келлер, Луди и Штейнфензанд воспроизводили композиции Овербека, Шеффер, МЕРЦ (выделено мною. -Л.П.) и некоторые др. - Корнелиуса, Тетер - Каульбаха, ставя себе главною задачей детальную выделку контуров и только намечая рельеф слабою, неполною оттушевкою".
"Каспар Генрих Mерц (1806-1875) - немецкий гравер, ученик Я. Липса в С.-Галлене и Амслера в мюнхенской академии художеств. Работал штрихами и в манере, подражающей картонам. Главные его произведения: "Распятие", "Рождество Христово" и "Страшный суд", с оригиналов Корнелиуса, в мюнхенской церкви св. Людвига, "Разрушение Трои", также с Корнелиуса, "Разрушение Иерусалима", с Каульбаха, "Жизнь ведьмы", с Генелли (5 листов), "Из жизни художника", с него же (10 листов), "Эгмонт и Клерхен", с Каульбаха, и др.".
О королеве Изабелле
здесь.
"Елизавета Баварская (у французов Изабелла, 1371-1435) - французская королева, дочь герцога Стефана II Ингольштадтского, в 1385 г. была помолвлена с семнадцатилетним королем Франции, Карлом VI. Когда последний впал в безумие, И. предалась распущенной жизни. С 1402 г., опираясь на своего любовника, герцога Людовика Орлеанского, и брата, Людовика Баварского, стала принимать участие в политических интригах. В апреле 1403 г. выхлопотала у короля предписание, по которому заменить его должен был государственный совет, с королевой во главе. С этих пор она, в союзе с герцогом Орлеанским, прибегала ко всякого рода вымогательствам, пока, наконец, герц. Иоанн Бургундский велел убить герц. Орлеанского. Из ненависти к сыну, дофину Карлу (VII), И. хотела, по договору 1420 г., передать фр. корону Генриху V английскому. После смерти мужа, презираемая и отвергнутая даже англичанами, она провела остаток жизни в Париже".
А теперь ЗАГАДКА.
КАКУЮ СУММУ Я ЗАПЛАТИЛА ЗА ЭТУ ГРАВЮРУ?
К вопросу о стоимости индивидуального стиля. Ведь многие считают, что индивидуальный стиль им не доступен в силу денежных обстоятельств.
Должна Вас огорчить: дело не в стоимости. Дело в Вашей жизни.
Но ведь Вы можете прямо сейчас что-то изменить в ней! И открыть путь к ВАшему счастью.
А ведь это и есть ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ.
Для памяти - о Изабелле Баварской ещё здесь:
http://www.diletant.ru/articles/1001434/?sphrase_id=38213%20%20%3E