Барокко Караваджо. К выставке в ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Jan 19, 2012 22:57

Наконец, сегодня побывала на выставке "Караваджо (1571-1610). Картины из собраний Италии и Ватикана".

Я часто повторяю, что есть искусство более доступное для восприятия, например, классицистическое, а есть менее, как барочное, требующее большей и личностной зрелости, и более глубокого и отточенного навыка восприятия художественного образа.
Слишком много нюансов в барокко. Барочный образ не односоставен, многослоен, и чаще всего весьма противоречив.
А ведь барочные тенденции чрезвычайно важны для современного искусства.

Вот какие мысли у меня возникли на выставке.
Караваджо подводит определённые итоги ренессансной тенденции эстетизации реального, земного мира. И тем самым как бы перечёркивает тягу к ВЕЧНОМУ, ИДЕАЛЬНОМУ, БОЖЕСТВЕННОМУ. Всё это заменяется человеческим, весьма несовершенным, более того, низшим. Заменяяя человеческим, и открывая тем самым дорогу к несовершенному, низшему. И эта дорога в конце концов к нашему времени выразится в эстетизации вульгарного (как поп-музыка и пр).




Отделить этого юношу ("Иоанн Креститель") от ЗЕМНОГО (любви, красоты и пр.) уже не удаётся.

И тем самым открытие новых горизонтов оборачивается захлопыванием двери в мир истинной Бога, истинного Рая, и истинного Ада.
Всё завязывается в тугой узел Земного.



И только романтики попытаются его развязать. Но именно, попытаются, хотя по сути ничего (?) не изменят.




Яркая ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ образа ("Юноша с корзиной фруктов") делает убедительной эту, ЗЕМНУЮ, реальность.
И уже нет пути к божественному??
Вероятно, нет.
Человек (европеец, я имею в виду) навсегда (?!) уходит от Бога.




"Спящий Амур" 1608 г. только подтверждает мои ощущения и размышления. Вот он - воплощение Любви : одутловатый, с открытым ртом, пахнущий потом и пр. и пр.




"Христос в Эммаусе" как бы примиряет меня с образностью Караваджо: Христос рядом с человеком, любым человеком, Христос не отвергает ни нищего, ни пьяницу, ни вора.

Сострадающий Христос и доступный Христос.
Христос рядом с человеком. Он сам более человек, чем бог.

Противоречивость барокко. С одной стороны, Караваджо закрывает пути к высотам божественного духа, с другой, делает Бога доступным, близким.
Но! И тем самым вульгаризирует божественное?!
Спор барокко.




Стоишь перед "Обращением Савла" и кажется, что конь копытом сейчас отшвырнёт тебя, в ноздри бьёт запах жгучего конского пота, жилы на мужских ногах расплющиваюся о твоё лицо. Ты участник этого события.

БАРОККО! Экспрессивное, властное.
Театр барокко.

"Положение во гроб" как ЛИЧНАЯ трагедия.
Ты не наблюдатель, а участник.
Барокко настоятельно ТРЕБУЕТ сопереживания.




На выставке нет этой картины - "Отдых на пути в Египет", 1594 г.
Но она моя любимая у Караваджо.

Здесь интересные ссылки на фильмы о Караваджо от la_gatta_ciara

Расписание выставки здесь

выставки, обучение стилистов, искусство

Previous post Next post
Up