Фото Павла Попова. 2019 г.
Парадокс. С одной стороны, Воронеж признан столичными культурологами как один из самых лучших областных городов России, в котором талантливые зодчие создали не отдельные крупные памятники, а прекрасные ансамбли в стиле советского неоклассицизма. С другой - Воронеж очень сильно отстал от других городов в деле постановки на государственную охрану именно советских объектов, которые определяют архитектурное лицо центра города. В прочих крупных городах практически все подобные объекты - оперные и драматические театры и Дворцы культуры в формах советского ампира - давно взяты под госохрану. Это громадный позор для Воронежа. Результаты только-только начинаем пожинать. В основной части площади Ленина нет даже зон охраны, не существует ограничений по этажности. Впрочем, какие-либо антисоветчики, наверное, только обрадуются, что советский облик города начинает катастрофически разрушаться. Уже снесен соседний жилой дом из ансамбля площади Ленина - также с наилучшими пожеланиями выполнить без отступлений проект «а-ля классицизм» (
https://popov-pavel2017.livejournal.com/2346.html ). Но если и главный фасад театра будет «а-ля классицизм», а не такой, каким его задумали ведущие зодчие, над Воронежем начнут смеяться!
Строительство театра началось в 1940 г. по проекту, в котором были объединены проектные предложения московского зодчего Б.В.Ефимовича и знаменитого воронежского архитектора А.В. Миронова (одно только его имя чего стоит!). Александр Миронов как победивший на воронежском архитектурном конкурсе был временно приглашён на работу в столичный институт "Теапроект" при Комитете по делам искусств РСФСР. Получается, что в 1939-1940 гг. лучший местный зодчий в сотрудничестве с лучшими московскими авторами в лучшем специализированном институте России создавали лучший по тем временам провинциальный театр.
Искусные интерьеры были позднее разработаны в воронежском «Облпроекте» В.Н. Казанцевым, Л.С. Сизовым, Р.В. Березиной и другими лучшими местными творческими чилами. Сооружение театра было прервано войной и завершилось в 1961 г., когда здесь был открыт Воронежский музыкальный театр, позже переименованный в театр оперы и балета. Из-за начала компании по борьбе с излишествами в архитектуре СССР несколько зданий на площади Ленина не удалось завершить во всей красоте. Театр не увенчали первоначально задуманными скульптурами. Но в 1989 г. здесь добавили аллегорические фигуры муз, созданные скульпторами И.П. Дикуновым и Э.Н. Пак.
А как можно забыть о том, что это не только величественный памятник архитектуры и градостроительства, но и ценнейший памятник истории? Его замечательная внутренняя отделка и хорошая акустика (вряд ли останется) притягивала самых разноплановых артистов всего СССР и всей России. Здесь работало или выступало с гастролями столько выдающихся российских музыкантов, артистов оперы, балета, эстрады, драмы, что полный список составить просто невозможно. Для примера назову первых приходящих на память Майю Плисецкую, Надежду Павлову, Александра Ведерникова, Зураба Соткилаву, Иосифа Кобзона, Олега Табакова, Евгения Леонова… Для краткости о воронежских знаменитостях уже не пишу.
Недостроенный театр выстоял выстоял во время боев за Воронеж. Фото 1942 г.
Ужасаются все люди старшего поколения, особенно коренные воронежцы, которым я сообщаю эту новость. Не верят люди среднего поколения, что так можно поступить с любимым театром, где проходили и их новогодние праздники, и торжественные собрания воронежских властей. А студенты факультета градостроительства и архитектуры, кафедры композиции и сохранения архитектурно-градостроительного наследия, сами сообщают мне эту новость и просят что-нибудь предпринять. Ведь архитектура театра оперы и балета включена в учебник, написанный их наставником, профессором Геннадием Чесноковым. В 2013 г. в коллективном докладе губернатору А.В. Гордееву «Воронежский пульс» театр был рекомендован к постановке на госохрану.
Очень-очень многие горожане будут недовольны сломкой театра! Это вам даже не маленький дворец XVIII века «Дом Вигеля», о существовании которого знает далеко не каждый. Это вам уничтожение лучшего парадного сооружения в ансамбле главной площади одного из показательных городов России, возрождённого после войны из руин.
Конечно, незачем спорить с теми специалистами, которые зафиксировали аварийные трещины в нескольких стенах театра, начиная от фундамента. Но если бы театр имел статус памятника, критерии оценки его технического состояния были бы совершенно иными. Вот сейчас выделены огромные средства на консервацию «Ротонды», от которой, по большому счету, уже остался один пшик! На укрепление стен театра, на ликвидацию трещин в стенах в случае признания их мемориальными, разумеется, тоже потребуются немалые финансы…
Что же делать? Выход, на мой взгляд, только один: общественность города должна немедленно выступить с инициативой и с созданием первичной документации для обращения в госорганы охраны культурного наследия: включить Воронежский театр и балета в список вновь выявленных объектов культурного наследия.
Не пугайтесь, противники реставрации аварийных стен! Ведь законодательство об охране наследия разумно включает оформление предмета охраны. В него можно включить только те стены, которые удастся отремонтировать. Конечно, очень хочется сохранить фойе с его привычным колонным залом второго этажа. Тем более, что в старом здании театра драмы мы лишились подобного зала. Наконец, в случае крайней необходимости можно отнести к предмету охраны только главный фасад - со входным портиком, с эффектной колоннадой. В таком случае можно пожертвовать тыльной частью здания, демонтировать ее, значительно увеличить объём. Главное: сохраним фасад площади! А в иных случаях фраза о «максимально возможном совпадении характеристик фасадной части» останется лишь пожеланием, никого и ни к чему не обязывающему по закону. Даже фасад «а-ля Миронов» не выйдет, если растянуть портик в длину в сторону Пушкинского сквера.
Состоявшееся решение общественного совета пока имеет только рекомендательный характер. Надо, чтобы широкие круги общественности обсуждали проблему с обязательным учетом того, что театр уже фактически является ценным памятником архитектуры, градостроительства и истории. И фактически эта ценность - общероссийского уровня, не только городского и областного, так что и Министерство культуры здесь вполне может сказать свое слово.
Напоследок напомню, что разрушители памятников всегда и навсегда остаются в истории. Краеведы следующих поколений обязательно извлекают на свет Божий их фамилии из архивных документов - в книги…
И ещё - несколько примеров подобных зданий, повсюду - кроме Воронежа - охраняемых государством (открытые данные Министерства культуры РФ;
https://opendata.mkrf.ru). Многие здания менее интересные в сравнении с воронежским, но более ухоженные. И в предметах охраны там - всё, вплоть до люстр с подсвечниками.
Чтобы стыдно стало воронежцам.
Из этих же примеров видно, что воронежское здание - НЕ ТИПОВОЕ, как может показаться на первый взгляд. "Типовым" можно считать набор помещений любого театра - входной вестибюль, зрительный зал, сцена, кулуары, артистические комнаты и т. д.; "типовым" можно считать общий стиль классицизм, а привычным приёмом классицизма можно считать сооружение портика при входе в общественное здание, но такими приемами создано множество ярких произведений архитектуры. Воронежский театр, как мы увидели, построен по тщательно продуманному индивидуальному проекту, на конкурсной основе, и его архитектура, вплоть до тщательного оформления каждой стены, как раз выделяет его среди многих других театров.
-----------------------------------------------------------
Челябинск. Театр оперы и балета. 1956 г.
Объект культурного наследия местного значения. Охраняется с 1984 г. Регистрационный номер в Едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации: 741410267490004.
Фото:
http://mirkosmosa.ru/download/content/201509/image_56024b759359a5.00956397.jpg---------------------------------------------------------
Курск. Дом культуры железнодорожников. 1950 г.
Объект культурного наследия регионального значения. Охраняется с 1989 г. Регистрационный номер в Едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации: 461410353380005.
Фото с сайта:
https://opendata.mkrf.ru --------------------------------------------------------
Кемерово. Драматический театр. 1960 г.
Объект культурного наследия регионального значения. Охраняется с 2007 г. Регистрационный номер в Едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации: 441310006100005.
Фото: https://yandex.ru/images/search?pos=5&img_url=https%3A%2F %2Fi5.photo.2gis.com%2Fimages%2Fbranch%2F5%2F703687467716385_211c.jpg&text=Кемерово. Драматический театр.&lr=193&rpt=simage
------------------------------------------------------
Рязань. Драматический театр. 1961 г.
Объект культурного наследия регионального значения. Охраняется с 2007 г. Регистрационный номер в Едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации: 621610738850005
Фото с сайта:
https://opendata.mkrf.ru------------------------------------------------
Севастополь. Драматический театр. 1954-1956 гг.
Объект культурного наследия регионального значения.
Охраняется с 1990 г. Регистрационный номер в Едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации: 921710933510005.
Фото: Alexostrov.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/77/Крым%2C_Севастополь_-_Театр_Луначарского.jpg/1280px-Крым%2C_Севастополь_-_Театр_Луначарского.jpg
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
КСТАТИ.
Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ (последняя редакция)
"Статья 16.1. Порядок выявления объектов культурного наследия
(введена Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
1. Региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона (далее - объект, обладающий признаками объекта культурного наследия)".
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
P.S. 11 февраля. Не ожидал, что моя заметка сразу вызовет такой резонанс в Воронеже! Даже когда защищали нагорную дубраву, не было столько откликов и тиражирований моего текста в сетях. Теперь мне нет покоя, без конца звонят люди, в том числе журналисты из СМИ.
Дорогие многочисленные воронежцы! Спасибо за поддержку меня и, главное, театра. Думаю, что нам по силам сохранить эту реликвию. Я по-прежнему за тот путь, о котором написал выше: официальная заявка общественности в госорган охраны культурного наследия. Далее экспертный общественный совет при госоргане рекомендует, внести или не внести здание в список выявленных объектов культурного наследия. Далее госорган выносит решение. Надо только, чтобы для положительного решения общественное мнение заявило о себе в полный голос в Воронеже. Похоже, что оно уже заявляет. Надо убедить всех, что госохрана - это "не страшно". Только так, нормальным цивилизованным путем, нужно и можно будет решить все проблемы театра: и его работникам улучшить условия, и, если надо, заменить обветшавшие конструкции, и памятник культуры сберечь, и, по большому счету, сохранить облик центра города.
Большое "спасибо" за поддержку всем столичным и местным СМИ. Вынужден только добавить, что на многих сайтах моя информация копируется без моего ведома и с некоторыми искажениями. Например, дословно я "позором" называю не решение общественного совета при департаменте культуры (как повторяют журналисты, переписывая друг у друга), а ситуацию, при которой театр не состоит под госохраной, при которой выносятся такие решения о сносе. Убедитесь в этом - текст перед вами выше. Было бы здание официальным объектом культуры - не оказались бы, наверное, члены совета перед таким трудным выбором. Получается, что я и их отчасти защитить хочу. Что ж, я действительно всех хочу спасти от позора.
Или вот на двух сайтах я будто бы говорю: "...ведь это памятник советской эпохи, и многие здания советского ампира были поставлены в 70-90-е годы прошлого века на государственную охрану. У нас много подобных мест - площадь Ленина, вокзал, вокзальная площадь, улица Героев Стратосферы на Левом берегу - все это ансамбли советского классицизма - они стоят под охраной. А театр оперы и балета нет". На самом деле я говорил, что на охране не стоит ничто - ни основная часть площади Ленина, ни вокзал Воронеж-1 с привокзальной площадью, ни улица Героев Статосферы! Я надеюсь, что внесут поправки. Но благодаря опечаткам очень кстати продолжить тему. Не стоит удивляться, если следующей внезапной новостью станет решение, например, о перестройке беззащитного вокзала (ведь проект уже был разработан недавно!). А совета по железным дорогам у нас совсем нет никакого...
Таким образом, случай с театром - хороший повод задуматься о судьбе всего ценного культурного наследия Воронежа предвоенного и послевоенного времени.