Огромным плюсом того, что мы заночевали на горячих источниках, являлось их расположение. До города Кеген, где мы хотели пересечь Казахско-Киргизскую границу, было чуть более 100 километров. Назвать дорогу просто «живописной» не поворачивался язык. Виды были поистине шикарные!
Сначала по серпантину спустились в самый низ ущелья, затем начался затяжной подъем с кучей поворотов.
На одном из широких мест дороги, с «развитой» обочиной, устроили небольшую фотосессию.
Пройдя весь серпантин, термометр автомобиля неожиданно начал показывать +25, вместо привычных 35-38 градусов. Выключив кондиционер и открыв окна, по длинной прямой дороге, идущей с горы в долину, мы въехали в город. Находясь вдали от основных торговых путей, Кеген даже не пытался скрывать свою провинциальность: здесь даже отсутствовало привычное для всего Казахстана дублирование всех надписей на русском языке. Поход в туалет на небольшом местном рынке обернулся головоломкой: что на левой, что на правой кабинке красовались непонятные закорючки, не несущие для нас никакого смысла (казахские буквы), благо распорядитель, собирающий деньги с посетителей, помог избежать конфуза. Другой проблемой Кегена стало отсутствие заправок с 95м бензином. Обе встретившихся заправки предлагали максимум 92й. Увидев на улице патрульный автомобиль ГАИ, мы спросили про бензин у блюстителей порядка, и облегченно вздохнули, когда узнали, что на другом конце городка есть «КазМунайГаз», где продают нужное нам топливо. Отдельно хотелось бы сказать пару слов про заправки и бензин в Казахстане. Для приезжающих россиян бензин по 27 рублей это просто бальзам на душу. Как-то во время поездки, решил рассчитаться картой (вовремя не поменял рубли на теньге), залил 25 литров, приложил карточку, транзакция прошла без запроса PIN-кода. Возвращался к машине озадаченным, почему в другой стране на работает механизм безопасности?! А если потеряю кошелек?! Позже сообразил, что 25 литров по здешним ценам это менее 1000р, порога, до которого ПИН не нужен… По итогам поездки составил для себя некий рейтинг заправок, на которых довелось покупать бензин:
- Sinooil. На мой взгляд один из лучших бензинов. Как плюс могу отметить, неплохой магазин при заправке. Как минус - заправки встречаются редко, в основном в городе.
- Helios. Тоже один из лучших бензинов. В придачу идет хороший магазин, почти всегда есть автоматы для натурального кофе (если не зерновой, то капсульный). Встречаются часто, в т.ч. по трассе.
- КазМунайГаз. Самая распространенная сеть заправок. Бензин, в целом, хорошего качества, но, субъективно, мой форд чуть терял приемистость при работе на топливе этих АЗС. Магазин при заправке, как правило, не блещет. Из плюсов - массовость. Заправок по трассе очень много, и при каждой заправке есть туалет (что немаловажно для путешествующих). Туалет, конечно, уличный, без изысков, но в нем как минимум убираются, поддерживают чистоту, и это заметно.
- RoyalPetrol. Эти заправки начинают встречаться ближе к югу Казахстана. Выглядят богато, куча колонок на каждой АЗС. Магазин присутствует обязательно и скорее напоминает настоящий супермаркет. Туалет на уровне уборной в мажористом ТЦ в каком-нибудь крупном городе! Но вот бензин хреновенький… Залил единственный раз, больше не захотел.
Отвлекся. В Кегене заправились бензином по горловину, ибо в Киргизии топливо сильно дороже, хотелось использовать возможность и немного съекономить. Почти сразу за Кегеном, дорога до границы из асфальтированной превращается в гравийку.
КПП Казахстан-Киргизия тоже провинциальный, тем и силён. Очередей здесь не увидели ни по дороге на Иссык-Куль, ни обратно. Досмотр «щадящий», полностью разгружать машину никто не заставлял. Стандартные вопросы про запрещенку, зеркало под днище, бардачки, «что в этой сумке, а что вон в той»…
Паспортный контроль:
- Цель визита?
- Иссык-Куль
- Так там 10 дней дожди уже льют!
- Ну, у меня 2500 на спидометре уже, назад точно не поеду
Пограничник улыбается - шутка такая.
В общем, 30 минут на обе границы и мы в Кыргызстане!
Состояние дороги «здесь когда-то был асфальт». Да, автобанов с этой стороны нет, но это плата не только за «быструю границу», но и за обалденный пейзаж вокруг. По мере продвижения по Киргизии, бросились в глаза разноцветные кубики, которые на прицепах тянули по полям грузовики. Что это? Только остановившись у одной из машин сообразили, что это передвижные пасеки. Купили 1.5 литра свежего меда. «Вытянул» почти на 2.4кг. Просили 300 сом за килограмм, рассчитались рублями 1:1, чему пасечник был очень рад (сом немного дешевле). По дороге мед пили прямо из горла бутылки. Очень вкусный.
При выезде на основную дорогу, ведущую в Чолпон-Ата, висит знак STOP и нарисована линия. Со стоп-линии абсолютно не видно левую часть главной дороги (растут деревья), прокатываюсь на метр дальше, там лучше обзор, останавливаюсь. Тьфу ты… Бежит, родной, палкой машет…
Продолжение.
Автопробег Томск-средняя Азия. Лето 2019. Часть 7. Чолпон-Ата.