Лет 5 назад я встретил в интернете рассказ одного охотника, который меня сильно тронул. Автор, будучи фанатом охоты, размышлял, будет ли его сын любить охоту так же как он сам; захочет ли его ребенок тратить столько времени и сил; будет ли у него также бешено стучать сердце при скрадывании дичи, вообще, поймет ли он страсть отца.
Мой пацан в то время был еще совсем мал, но сказать, что подобные мысли не посещали меня, было бы неправдой. Раз за разом думал я, как бы показать всю красоту охоты своими глазами.
К трофеям, привозимым домой, он уже давно привык, но здесь-то все происходит вживую. Можно заблудиться, промокнуть, замерзнуть, бывают и подранки, которых нужно добирать. Переживал, не сильно ли длинной выйдет поездка. Обычно, я уезжаю на 4 ночевки, но каждый раз, когда пора возвращаться, мне хочется остаться еще. Но, до всего ведь надо дорасти. Может быть именно поэтому, взять с собой Вовчика на боровую не получалось 2 предыдущих года. На открытиях утиной, и на рыбалках он был уже много раз, вот только аккурат в середине сентября парень 2 года подряд простывал и разболевался. Видимо, действительно, Бог любит троицу, так как планы осуществились только на 3й год.
Мой друг и давний напарник по охоте жуткий баламут. Редко у него что-то идет по плану (уж по крайней мере в отношении охоты), вот и сейчас, суббота, 13.00 а он звонит и говорит, что выехал из Новосибирска и намерен сегодня заехать в угодья, так как во вторник ему край нужно назад. Блин, может переночуешь и вместе поедем в воскресенье утром, как мы и планировали? Нет, говорит, тогда одна утрянка пропадет. Понимая, что один он вряд ли выйдет на наш лагерь, решаем с Вовой быстренько собраться и поехать всем вместе, хоть в наших планах был заезд в воскресенье, а возвращение в четверг. Тем не менее, в 18.00 выехали из города. Погода не особо радовала, периодически попадали в затяжные полосы дождя, после одной из которых на небе засияла огромная радуга! Еще тогда я сказал, «Вова, радуга, это добрый знак. Радуга - к удаче!». Раскисшая от дождей лесная дорога, освещаемая лишь светом фар, заставила понервничать, но до места добрались без приключений. Развернули обе машины так, чтобы подсветить фарами место лагеря. Поставили палатку, перекусили и легли спасть. День получился долгим.
Изначально думал, что Вовчик будет свистеть «семь-семь-тетеревей», однако, тактику пришлось полностью менять по месту. Заморозков еще не было, единственный свист, на который хоть как-то реагировал рябчик, был свист самки, созывающей выводок. Ну да ему обучить гораздо проще, чем «тетеревям». Первого петушка наманил сам, второго и третьего уже высвистел сын. Охотники на рябого хорошо знают, что птица очень часто прилетает и садится не совсем удачно для выстрела. Когда манит кто-то другой, а ты стоишь немного в стороне, то рябчик садится практически всегда идеально. За утро взяли 3х. Пацан с интересом крутил птиц, хотя дома видел их и раньше, с удивлением открыл для себя, что рябчик теплый, и что об него можно погреть замерзшие руки…
Наш друг и напарник Рома не подбил ни одной птицы, но нашел немного белых грибов, разведал вырубку, где можно было разжиться дровами, а так же обнаружил неподалеку хороший брусничный ягодник. Для начала решили отдохнуть и устроить небольшие пострелушки. Одним из больших желаний Вовчика было пострелять на охоте из мелкашки. Еще дома, за неделю до охоты, я начал проводить инструктаж по технике безопасности, чтобы информация улеглась у сына в голове. Парень он понятливый, все делал правильно. У меня есть комбинированное ружьё - «Север», один ствол 20 калибра, второй «мелкашка», стреляли именно с него.
Нынешнее поколение детей растет не такими как мы, плохому сейчас во дворе особо-то и не научат, так что решил брать все в свои руки. Научил сына свистеть в гильзу от мелкашки (раньше, кадется, это умел любой пацан). Через некоторое время показываю, как можно свистеть в гильзу 20К (научился). Чуть позже, у костра, тереблю бересту и меня осеняет мысль:
- Вова, а в бересту умеешь свистеть?!
(глаза сына округляются)
- А что, и в бересту свистеть можно?!
(ржем все вместе)
- По приезду домой ты будешь таким прокачанным, что хоть в таз свистеть сможешь!
За пострелушками последовал обед. После была поездка за «отбраковкой» на соседнюю вырубку, плавно перетекшая в заготовку дров. Предыдущий день был длинным, а дичи как раз хватало на жюльен - наш традиционный деликатес на открытие боровой охоты. Вечер решили посвятить отдыху. Жюльена сын не дождался, усталость и недосып прошлой ночью сделали свое дело. В 9 вечера, похлебав только-только подоспевший шулюм, Вовчик пошел в палатку спать. Мы с напарником же с удовольствием посидели за разговорами часов до 11. Разъяснилось, ночью будут заморозки.
4 килограмма дополнительного веса. Это чуть больше 10% от собственной массы ребенка, но утром Вова сказал, что готов идти с ружьём и патронами. Итоги вчерашних стрельб показали, что при удачном подлете и посадке рябчика, парень вполне может открыть счет уже собственным трофеям. Ну, раз готов, то готов. Первый прилетевший рябчик был неудобным для сына, а вот второй сел достаточно хорошо, так что специально не стрелял, давая возможность молодежи проявить себя. Что делать, Вовчик сильно долго возился с ружьём, так что пернатый благополучно улетел. В этот день охоты мы немного изменили тактику: сын, как и раньше, свистел самкой, я же, сев немного в стороне, время от времени отвечал самцом. Итогом утра стали еще 2 молодых петушка. Пока манили рябого, обнаружили неплохой брусничный ягодник. Рома хоть и нашел один вблизи от лагеря, но, если он небольшой, то было бы некрасиво его выбрать самим, а тут, как говорится, на ловца и зверь бежит.
Вернулись в лагерь. Дома присутствует много вещей, способных доставить радость ребенку: X-box, телефон, телевизор, но ни что дома не сравниться с ощущением, когда после 4х часовой ходовой охоты скидываешь берцы и вытягиваешь голые ноги к костру. Вова оценил на 6 из 5!
Отдохнули, решили, что было бы неплохо съездить за брусникой.
Ягодник, который нашли, оказался богатым только в самом начале. Чем дальше мы продвигались, тем меньше становилось брусники. Судя по всему, здесь уже кто-то основательно прошерстил ягоду до нас. Солнышко припекало, так что стало достаточно тепло, в результате, полез гнус. Мне, как взрослому, мошка не особо докучала, а вот сын, признаться, приуныл, но в машину идти отказывался. Сложно что-то делать, когда нет четкой цели. Объяснил ему, что вот эта ягода, которую мы собираем, это проявление заботы о наших близких. Мы можем сейчас сидеть у костра и лениться, а можем собрать брусники, и он сам увидит, как ей обрадуются дома по приезду. Кажется, понял. За пару часов мы вдвоем собрали всего около 4 литров ягоды.
Роме на следующее утро уже надо было уезжать, так что мы отдали ему свои совки и ведра, чтобы он мог начерпать брусники себе домой, сами же отправились на вечерку.
Утром, по дороге в лагерь, рассказал сыну как один раз заблудился в тайге и выходил на дорогу через подмерзшее болото, заваленное деревьями в 2-3 обхвата. Парень посетовал, что вокруг таких нет, одни «карандаши». И вот, в тот же день выходим на старую лиственницу, растущую в глубоком овраге. Видимо, именно это и спасло её от лесорубов.
Все-таки тайга благотворно влияет на характер человека. Сейчас получил тому еще одно подтверждение. Дома он ел чернику, только если супруга вставила её из холодильника и сильно построжилась, здесь же человек с огромным удовольствием срывал и лопал её прямо с куста.
- Ну кто так чернику ест, по одной ягоде!? Смотри как надо, собираешь сразу горсть и в рот! Так вкуснее!
Хотя, может виною и не тайга вовсе, а просто кроме сгущенки других доступных сладостей с собою не было, вот и распробовал парень спелую чернику.
По дороге насвистели 1 рябого.
По приходу в лагерь обалдели: мы вдвоем с трудом наскребли 4 литра ягоды, Рома же в одну каску набрал больше 10. Оказалось, что его ягодник был по-настоящему богатым и большим, брусники там хватит на всех.
Новое морозное утро. Чай со сгущенкой, прощаемся с Ромой, сами отъезжаем на машине километра на 4, берем ружья и идем свистеть рябого. Вова не расстается с ружьём, надеясь на удачу. Солнышко, погода ясная, рябчики свистят, но лететь упорно не хотят. Лишь 3й или 4й отзыв заканчивается удачей. Свистел один, а прилетел другой. Опять стреляю сам. После ночных морозцев лес преобразился. Зеленые цвета поменялись на желтые и красные, что смотрелось очень красиво на фоне голубого неба. Суммарно утро принесло нам 3х рябых. Все молодые петушки.
Днем опять пошли за брусникой. Ягодник, который нашел Рома, был не в пример богаче. Можно было согнуться и собирать бруснику совком, по как тот не наполнится полностью. Перемещения сводились к минимуму, так что результат радовал и меня и Вовку. Когда результат виден, и он радует, просыпается азарт, так что часа за 2 мы нагребли около 10 литров ягоды.
Начиная со этого дня, когда напарник Рома уехал в город, спрашивал сына, не надоело ли ему? Он каждый раз уверенно отвечал НЕТ.
Предпоследнее утро опять встречаем на вчерашней дороге. Случайно, на одном из бугров замечаю торчащий белый гриб. Подхожу ближе: ох, ё-моё! 1, 2, 3, 5, да сколько их тут! На обратной дороге надо будет собрать. Рябчики не свистят, но по пути вспугиваем тетерок и глухарок, которые поднимаются далеко от нас. Выходим на огромную поляну, усыпанную песком. Фотографии не передают насколько большие это пространства.
Барханы песка, где-то голого, где-то усыпанного беломошником. По всей площади разбросаны многочисленные лунки «поеды» глухаря и других птиц. Есть и совсем старые, и очень свежие. Делаем несколько фото и идем дальше.
Что-то не летит сегодня рябчик. По дороге сын спрашивает, не ли здесь медведей. Отвечаю, что конечно же есть, ибо это очень приличный лес, а в каждом приличном лесу есть медведи, но вот следов пока что за всю поездку я не видел. На обратной дороге, проходя все ту же песчаную поляну, вижу, что ЛИХО помянули… Все-таки молодец местный «хозяин». Спросил про дерево в 3 обхвата - нате вам лиственницу, медведь? Вот вам медведь! Прямо по песку, где мы прошли совсем недавно, красовался свеженький след взрослого мишки, а рядом шли следы сильно поменьше. Следы уходили как раз на ту дорожку, откуда мы пришли минут 30 назад. Удачно разминулись.
Если раньше я время от времени цыкал на Вову, чтобы не топал, а ставил ногу аккуратно, переваливаясь с пятки на носок, то тут был дан полный карт-бланш на любые проявления себя. Мы шли, в голос разговаривали, поглядывая на дорогу. Если место, где изначально заметили следы, было покрыто мягким песком, то на дороге отпечаток лапы уже не было видно, разве что следы когтей, оставленные мишей при ходьбе. Само собой, в стволах давно уже была не дробь, а пули. Так вот, «с барабанами» дошли до грибов, следы медведя, к тому времени, уже не встречались примерно с километр.
Вещевой мешок в этот раз забыли в машине. Снял шапку, наложил сколько влезло. В ход пошли капюшоны и руки. Кое как удалось за раз унести все грибы, срезанные с шикарной кочки!
По дороге, в самый неподходящий момент, когда были заняты все руки, вспархивает «шумовой» рябчик и садится на ветку неподалеку. До этого я уже объяснял Вове, как можно взять подобного рябчика, если все делать медленно и плавно. Он старается. Медленно садится, снимает ружьё, плавно поднимает, стреляет, и, промахивается!
На протяжении всей поездки, мне очень нравилось наблюдать, как ребенок открывает для себя суть многих вещей. Ни для кого не секрет, что для пацана многие предметы из «взрослой» жизни являются скорее атрибутами и не несут четкой функции. Новый камуфляж и берцы, стали одеждой и обувью, когда они промокли и их пришлось сушить; нож, висящий на поясе, уже не хочется доставать каждые 10 минут и о его существовании можно позабыть; бензопила перестала быть пугающей, после первого распиленного на чурки бревна; у ружья появился еще вес и, оказывается, оно вовсе не гарантирует удачи на охоте. Видно, что парень расстроился. Объясняю, что самое обидное на охоте, это когда не представилось ни единого шанса. Тут же, дичь была, дождалась, шанс был, но, не повезло! Бывает! Не промахивается только тот, кто не стреляет, или если не по чему стрелять! Понял, принял, успокоился.
Дойдя до машины, переложили все принесенные грибы в ведро.
Лагерь, чай, бегом на финальный сбор ягоды, пока окончательно не потеплело, и не вылез весь гнус.
Добираем бруснику. Нам хватит!
Окрыленные утренней удачей с грибами, делаем вылазку по ближайшим гривам, где нарезаем еще ведро белого гриба. Останавливаемся, так как я понимаю, что бОльшее количество нам просто не увезти.
Лагерь, часа 4 вечера, ну, говорю, собираемся на вечернюю? Сын вроде кивает, а сам буквально никакой после нашего с ним напряженного графика. Самое интересное, что я понимаю, что сам такой же уставший. Предлагаю поспать час-полтора, с чем Вовчик радостно соглашается (попробуйте как-нибудь уложить 11летнего пацана поспать днем). Вечер посвятили предварительным сборам: навели порядок в машине, сложили вещи, которые не понадобятся.
Много говорили. Рассказывал, что ни разу еще на охоте не попадал на такую богатую тайгу, чтобы и ягоды столько и гриба. Вместе вспоминали, что 2 года он сюда не мог попасть. Вова, говорю, как знать, может быть тебя 2 года готовили к тайге, а тайга 2 года готовилась, чтобы показать тебе все вот это богатство!
Утро. Встали в 5, вышли как обычно в 6. Сразу решили охотиться до 10 утра, не позже. Насвистели 2 рябых.
Когда собрали лагерь, по традиции присели на дорожку. В этот момент сын мне говорит:
- Папа, как жаль отсюда уезжать, если бы было можно, я бы с удовольствием остался бы еще
Когда собрали лагерь, по традиции присели на дорожку. В этот момент сын мне говорит:
- Папа, как жаль отсюда уезжать, если бы было можно, я бы с удовольствием остался бы еще
Дмитрий Попов