В данной статье я бы хотел рассказать про то как происходят кадровые назначения в Китае.
Вокруг данной сферы ходит огромное количество слухов и легенд. Вызвано это не в последнюю очередь с высокой секретностью данной области.
Ходят слухи про экзамены, которым подвергаются «назначенцы», про глубокий отбор и про то что отбирают чуть ли не исключительно патриотичных гениев.
Попытаюсь объяснить, как все происходит на самом деле, кто назначает и как назначают.
Для начала, кто назначает.
За кадровую политику отвечает Кадровый отдел (组织部) ЦК КПК. Который в свою очередь управляется Политбюро. Про важность данного отдела говорит тот простой факт, что руководителями орготдела в свое время были такие ВИПы как Дэн Сяопин и Ху Яобан.
Орготдел дублируется по нисходящей на всех уровнях. То есть наверху орготдел ЦК КПК, ниже орготделы провинциальных партийных комитетов, еще ниже города, и в самом низу поселки.
Назначения соответственно тоже идут сверху вниз.
Вообще традиция назначать чиновников на места из столицы имеет уже тысячелетнюю историю. Это не изобретение коммунистов. Если в Европе местные власти выбирались либо определялись гильдиями и так далее, то в Китае всегда была жесткая иерархическая система.
Через орготдел проходят все руководители бюджетных организаций начиная с определенного уровня. Также орготдел назначает и утверждает глав крупнейших компаний, в том числе как бы «частных». Глав университетов и глав медийных ресурсов - газет, журналов, телеканалов, книжных издательств и т.д.
Также орготдел отвечает за политкорректность назначений. В органах власти всегда должен быть определенный процент национальных меньшинств, и выходцев из простого народа, чтобы показать эгалитарность китайской власти.
При этом сам орготдел это очень закрытая организация.
Вы не найдете телефона огротдела в телефонном справочнике. Только телефон для доносов где с вами будет говорить автоответчик. И сайт тоже в основном выполняет исключительно доносную функцию.
Здание где находится орготдел неприметно, не имеет ни таблички ни каких-либо иных особых опознавательных знаков. Статья в китайском аналоге википедии про орготдел также коротка, содержит описание выполняемых функции и список имен руководителей за всю его историю.
Исторически орготдел появился в годы гражданской войны в партийной школе в Яньане. И выполнял в первую очередь функцию отбора благонадежных членов, чтобы на руководящие посты не затесались гоминдановские шпионы. Отсюда у отдела традиционно большая роль к детальному изучению биографий.
Главная «гордость» орготделов это личные дела на каждое должностное лицо. Туда заносятся все достижения и промахи, возбужденные уголовные дела и т.д.
В инструкции орготдела входит до 70 пунктов, на которые нужно обращать внимание при выборе кандидата на освободившуюся руководящую должность. Сюда входят пункты начиная с образования и политической благонадежности и вплоть до темпов экономического развития, и чистоты воды и воздуха на вверенной территории.
Это в теории.
На практике в каждом пункте есть куча лазеек, которыми можно эти пункты обойти.
Например, с одной стороны важен стаж. С другой стороны, есть установка что нужно поддерживать молодых, талантливых руководителей. И значит данный пункт уже остается на субъективное решение ответственного лица.
По факту чтобы получить должность, нужно чтобы Орготдел тебя заметил. В практическом смысле в назначениях нет никакой научной теории, как бы об этом не заявляли официальные заявления орготдела.
Немалую роль тут играет и коррупционная составляющая. Должности продаются и покупаются. Причем чем ниже уровень, тем наглее это делается.
Политбюро принимает попытки ограничить это, но при этом сами члены Политбюро пытаются постоянно вмешаться в работу орготдела и продвинуть на ключевые посты своих ставленников. Поэтому орготдел в целом выступает этаким рингом где кланы элитариев соперничают за позиции во власти.
В назначении каждого чиновника таким образом немалую роль играют не только его личные таланты, но и покровители которые стоят за ним.
Тем не менее Политбюро периодически опускает в орготдел новые инструкции, как им следует работать.
Одно из таких «новшеств» - ротация. Чиновник прежде чем перейти в высшую лигу должен поработать на локальном уровне это раз. Кроме того, он должен несколько раз сменить не связанные друг с другом сферы и не сломаться. Справившиеся подымаются в иерархии выше и попадают в «лигу тяжеловесов».
Например, вначале чиновник выступает секретарем локального парткома, потом его перемещают на руководящую должность в какое-нибудь предприятие или корпорацию. Потом вдруг во внутренний отдел и т.д.
В принципе на мой взгляд хорошая тактика. Позволяет держать людей в тонусе и не костенеть.
В данной статье я познакомил вас с основами кадровой политики Китая. Какие выводы можно сделать?
Первое - система состоит из живых людей, и она не идеальна. Высока роль коррупции и кумовства. Все упирается в качество человеческого материала.
Второе - система не демократична. Люди на местах не имеют права выбирать руководителя, руководителя назначают сверху. Подчиненные могут только посылать сигналы наверх что они не довольны руководителем и может быть их жалобы помогут тому что начальника возьмут под особый контроль в орготделе. А может быть нет, смотря кто ему покровительствует.
Третье - несмотря на все свои недостатки это на мой взгляд лучшее из того что может предложить жестко-иерархическая система административно-командного типа.
Четвертое -систему нужно изучить и перенять лучшее, но копировать её нельзя. Нужно думать своей головой и идти своим путем.
Алексей Попов
Для китайской ячейки СВ