Исходя из анализа этого документа, можно сказать что он:
Дает определения для ЧВК, заказчика, и страны где действует ЧВК
Определяет права и обязанности ЧВК, заказчика и страны где действует ЧВК
Носит рекомендательный характер и необязателен к выполнению
Постоянно ссылается на необходимость соблюдения Женевской конвенции о гуманном отношении, недопущении дискриминации и т.д
На уровне государств только в двух странах созданы схемы, которые регулируют деятельность ЧВК: в США и ЮАР.
В Соединенных Штатах продажа военных услуг регулируется Законом о контроле над экспортом вооружений, согласно которому каждая частная военная или охранная компания (ЧОК) обязана получить в Госдепартаменте лицензию для работы за рубежом. В случае получения лицензии деятельность фирмы по выполнению контракта будет контролироваться Государственным департаментом. Кроме того, сделки, стоимость которых превышает 50 млн долларов, подлежат одобрению конгрессом.
Не исключено, что новым направлением деятельности, и это, прежде всего, возможно в США, может быть привлечение частных военных компаний к локализации вооруженных конфликтов внутри страны. В преддверии глобального экономического кризиса, США могут, в соответствии с новой«Оперативной концепцией Армии США на 2016-2028 года», привлекать ЧВК для локализации беспорядков внутри страны, подавления вооруженных выступлений, борьбы с терроризмом, охраны вновь построенных «гетто» и сопровождения туда интернированных боевиков и террористов.
[3] В ЮАР деятельность ЧВК или ЧОК лицензируется Национальным комитетом по контролю над обычными вооружениями согласно Закону о регулировании иностранной военной помощи 1998 года (Акт о наемниках).
Британское правительство в 2002 году добавило в Зеленую книгу (Green Paper) документ, где изложило подходы по созданию схемы лицензирования ЧВК и ЧОК. Но одновременно здесь действует закон о вербовке на иностранную службу 1870 года, настолько несовременный, что его легко обойти.
Обозначить четкую границу между частной военной и частной охранной компанией непросто. Считается, что ЧВК - это компания, которая предоставляет наступательные услуги, т.е. прямо или опосредованно направленные на разрешение какой-то ситуации военным путем. В свою очередь, ЧОК предоставляют оборонительные услуги для защиты жизни и собственности клиента. Однако очевидно, что в зонах боевых действий все зависит от обстановки: например, при защите нефтепровода охранная компания может проводить боевые операции против местных партизан или бандитов.
Частные военные компании можно условно разделить на четыре типа:
1) компании военных услуг (military provider company). Предоставляют клиентам тактическую поддержку в ходе боевых действий, включая непосредственно участие в боевых операциях;
2) консалтинговые компании (military consulting company). Консультируют по вопросам стратегического планирования, реформирования вооруженных сил, непосредственно содействуют в тренировках армейских подразделений, обучении работе с новыми типами вооружений;
3) логистические компании (military support company). Занимаются тыловым обеспечением войск и строительством военных объектов. В эту же группу входят и компании, обслуживающие армейские компьютерные системы или новые сложные системы вооружений;
4) частные охранные компании (ЧОК) или компании по безопасности (private security companies). Их сфера - кризисный менеджмент, оценка рисков, консалтинг по безопасности, охрана объектов, предоставление телохранителей, разминирование, обучение подразделений армии и полиции.
В военную категорию входят те ЧОК, которые действуют в зонах боевых действий. В данном случае четкой границы между ЧВК и охранными компаниями, действующими на Западе, нет, и все зависит от того, какое решение принимает руководство той или иной компании о начале работы в регионах, где ведутся боевые действия.
Так, британские компании Pilgrims Group, Edinburgh International и G4S являются достаточно известными охранными компаниями, действующими по всему миру, и контракты из области действий ЧВК представляют не столь существенный процент в их прибыли.
[4] В настоящее время статус частных военных компаний законодательно не урегулирован, хотя и предпринимались попытки к регламентации этого инструмента на федеральном уровне, но сделано это было в разрезе позиционирования таких компаний на международном уровне, за рубежом.
Отсутствие в России собственных частных военных компаний и соответствующих законов выгодно сказывается на деятельности зарубежных частных силовых структур. Крупнейшие иностранные военные компании успешно рекрутируют отечественных профессионалов военного и охранного дела. Российские военные уже давно работают на иностранные фирмы и несут свою службу практически во всех уголках земли, призывая противоборствующие стороны к миру, сопровождая опасные грузы, оказывая консультационные услуги, тренируя бойцов иностранных подразделений и т.д.
Именно поэтому, закон о частной военной компании станет отправной точкой к созданию и развитию этой сферы деятельности в РФ.
Кроме того, нужно учесть тот факт, что привлечение к спецоперациям таких компаний еще и отличный инструмент внешнеполитического влияния. Зачастую государства испытывают потребность провести такие международные действия, принадлежность к которым не совсем выгодна им с точки зрения имиджа.
Использование частной военной компании зачастую решает внешнеполитические задачи страны и качественным образом поддерживает национальную репутацию, что позволяет избежать нежелательного общественного и международного резонанса.
Законопроект о частной военной компании
Принципиальным и важным звеном в этой цепочке является практика использования частной военной компании в России.
Как правило, законодатель при появлении таких «пилотных» проектов старается уйти от конкретики и пытается отделаться общими фразами, крылатыми выражениями, «водой» в положениях законопроекта.
При создании закона возможно смешение двух видов услуг - охранных и военных. С точки зрения организации деятельности частного военного сектора первый важнейший вопрос состоит в том, кто является нанимателем этих компаний. Заказы на такие услуги могут поступать из различных источников:
- правительство;
- профильные министерства и ведомства;
- бизнес-структуры;
- частные лица;
- неправительственные организации и др.
Конечно же, принятие такого законопроекта повлечет за собой принятие изменений в иные законодательные акты РФ (Уголовный Кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, дополняя его позициями, сопряженными с международным и военным правом).
Принятие проекта Федерального закона может предусматривать установление налоговых льгот и иных преференций российским и иностранным инвесторам, а также субсидии частным военным компаниям, приобретающим для экспорта российскую военную продукцию, имущество и снаряжение.
Принятие законопроекта не потребует дополнительное увеличение численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерацию, которые будут осуществлять вопросы создания, деятельности и контроля за деятельностью ЧВК.
[5] Частные военные компании, и связанный с ними бизнес, никак не может прижиться в России, и, прежде всего, из-за отсутствия законодательной базы.
В России эта трудная, профессиональная, а порой и опасная работа по существующей законодательной базе приравнивается к наёмничеству (УК РФ, глава 34, статья 359. Наемничество). Сдерживающим фактором развития в России ЧВК является и статья 208 УК РФ, в которой создание вооруженного формирования, не предусмотренного федеральным законом, а равно руководство таким формированием или его финансирование являются преступлением.
Для развития частного военного бизнеса в России необходимо срочное принятие специального закона о частной военной деятельности, или доработка до нужного уровня уже существующего ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», с внесением соответствующих поправок в УК РФ. Первый вариант мне думается предпочтительнее.
Промежуточный шаг уже был сделан.
В июле 2007 года Госдума и Совет Федерации одобрили закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», в котором оговаривалось, что особые подразделения АК «Транснефть» и ОАО «Газпром» «имеют право использовать и применять служебное оружие и спецсредства для обеспечения сохранности продукции, поставляемой для федеральных государственных нужд, и охраны объектов ее добычи, переработки, хранения и транспортировки, а также для обеспечения сохранности иного имущества, необходимого для выполнения государственных контрактов, в том числе при его транспортировании».
Охранные структуры «Газпрома» и «Транснефти», после подписания данного законопроекта президентом РФ Владимиром Путиным 1 августа 2007 года, получили права ведомственной охраны, то есть по сути сотрудников министерства внутренних дел
Но с этого момента ситуация с ЧВК в России стагнирует и остается абсолютно неясной. Пока всего несколько российских ЧОПов смогли получить определенный опыт работы как частные военные компании в Ираке - «Орел-Антитеррор», «Тигр Топ-рент секьюрити», «Редут антитеррор» и «Феракс».
[6] Отечественные ЧВК сегодня практически не допущены на мировой рынок военных услуг, и без государственной поддержки выйти на него будет непросто. Вместе с тем, следует просчитывать риски, с которыми сопряжено использование ЧВК. Однако при грамотном подходе и строгом государственном контроле над деятельностью ЧВК их можно если и не устранить полностью, то значительно снизить.
Игнорировать важные тенденции нельзя, но и слепое копирование опыта не способствует успеху. Всё это необходимо учитывать Российской Федерации, при принятии закона о государственном контроле над ЧВК. Тогда использование ЧВК будет действительно служить во благо национальным интересам России.
[8] [1] http://army-news.ru/2012/08/chastnye-voennye-kompanii-rossii/ Генерал-майор Сергей Алексеевич Канчуков: Частные военные компании России
[2]Документ Монтрё о соответствующих международно-правовых обязательствах и передовых практических методах государств, касающихся функционирования частных военных и охранных компаний в период вооруженного конфликта
Монтрё, 17 сентября 2008 года
[3] http://army-news.ru/2012/08/chastnye-voennye-kompanii-rossii/ Генерал-майор Сергей Алексеевич Канчуков: Частные военные компании России
[4]Коновалов И.П., Валецкий О.В. «Эволюция Частных Военных Компаний» Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2013. - 56-61стр.
[5] Закон о частных военных компаниях 18 апреля 2014 (
http://www.tencon.ru/article/230) Автор:
Пушкин А.. - Управляющий партнер юридической компании Tenzor Consulting Group
[6] Коновалов И.П., Валецкий О.В. «Эволюция Частных Военных Компаний» Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2013
[7] http://army-news.ru/2012/08/chastnye-voennye-kompanii-rossii/ Генерал-майор Сергей Алексеевич Канчуков: Частные военные компании России
[8]Частные военные компании в России: опыт и перспективы использования
http://www.csef.ru/index.php/ru/oborona-i-bezopasnost/project/504-spetsialnye-operatsii-teoriya-sily-i-sredstva/1-stati/4838-chastnye-voennye-kompanii-v-rossii-opyt-i-perspektivy-ispolzovaniya [9]«Дикие Гуси» - интервью Боба Денара в газете «Известия» от 2 ноября 2001г.
http://izvestia.ru/news/254215 Какие частные военные компании являются крупнейшими в этой отрасли и их историю вы узнаете в следующей части этого доклада