В честь прошедшей вчера 104-ой годовщины Синхайской революции, я решил написать серию статей о ключевых персонажах, создавших предпосылки для этой революции.
В этом цикле статей, я хотел бы разобрать двух, на мой взгляд, самых отрицательных персонажей недавней китайской истории. Вообще, касательно роли личности в истории, не стоит преувеличивать значение этих двух персонажей, они являлись порождением своей эпохи и своего класса, так что их поведение в какой-то степени было предопределенно, но именно в какой-то степени, в тех поступках, которые они совершили есть их личная ответственность. Речь пойдет о регентше Цы Си, которую ненавидят как на материковом Китае, так и на гоминдановском Тайване, возлагая на нее ответственность за падение династии Цин и последующую гражданскую войну. А второй персонаж, менее обсуждаемый китайцами, но на мой взгляд несущий гораздо большую ответственность - генерал и неудавшийся император Юань Шикай.
Вначале небольшая вводная. Ко второй половине 19 века, цинский Китай из когда-то крупной и могущественной державы превратился в самоизолировавшуюся, культурно и технически отсталую, аграрную феодальную державу, где вся власть принадлежала выродившейся маньчжурской аристократии. Маньчжуры, это кочевой народ из северо-востока современного Китая. В 17 веке они захватили минский Китай и основали свою династию Цин. При этом, являясь оккупантами, во власть они пускали только своих маньчжур, а ханьцы были отстранены от власти. Однако, так-как кочевники маньчжуры культурно находились ниже оккупированных ими ханьцев, то вполне ожидаемо они быстро были культурно ассимилированы ханьским большинством, поэтому уже к 18-19 веку единственное их отличие от ханьцев состояло в том, что у них была власть, а у более культурных и богатых ханьцев - нет.
Власть родовой маньчжурской аристократии опиралась на аграрную экономику и на труд крестьян. Китай был полностью деревенской страной и даже крупные города, по сути были большими деревнями. В то время как промышленная революция из Европы пришла в Азию и в Японии уже начинались реформы Мейдзи, превратившие Японию в самую развитую страну Дальнего Востока, Китай продолжал быть отсталой феодальной империей. При этом численность населения продолжала расти, города разрастались и ханьские бизнесмены, без всякой поддержки со стороны государства, развивали ремесла, начинали внедрять технологические новинки и хотели большей открытости Китая. Власть, в середине 19 века начала делать маленькие шаги в сторону ознакомления с внешним миром, в рамках «Движения Самоусиления» китайская интеллигенция ознакомилась с иностранными языками и западными науками, но этого было явно недостаточно.
Однако правящая манчжурская аристократия, для сохранения своей власти была объективно заинтересована в сохранении технологической и культурной отсталости Китая. Немногие современные производства либо принадлежали правительству, либо иностранцам. Так что подрастающая ханськая буржуазия была антиманчжурской и антиинностранной, то есть националистической.
В середине 19 века произошла серия унизительных для Китая «Опиумных Войн», которые продемонстрировали отсталость и слабость Китая во всей полноте и укрепили ненависть китайского народа к иностранцам и к ретроградскому правительству.
Во второй половине 19 века вспыхнула целая серия антиманьчжурских восстаний - Восстание тайпинов, восстание нанцзюаней, восстание в провинции Юннань, восстание дунганцев. Все они были подавлены, но они стоили Китаю десятков миллионов жизней. Очевидно, что надо было что-то менять и власть из рук маньчжурской аристократии должны была быть плавно передана ханьской буржуазии, а иначе произошла бы катастрофа (и она в итоге произошла). Но тут мы как раз наталкиваемся на роль личности в истории.
Итак, этот цикл будет посвящен двум зловещим персонажам китайской истории, из-за которых Китай скатился в хаос тридцатилетней гражданской войны и последующей кровавой ускоренной индустриализации.
Цыси
Юань Шикай
Конец 1 части.
Алексей Попов
Для китайской ячейки СВ
Перейти к содержанию моего блога