Click to view
Посмотрел свежий выпуск «Смысл Игры -85». Выпуск получился коротким, всего один час, но очень насыщенным новой информацией. Так же я нашел в обсуждаемых российских вопросах очень большие параллели с современным Китаем. Статья получилась большой, и поэтому я разбил её на две части. Сегодня первая часть.
Важной частью данного выпуска является объяснение Кургиняном отношения как позднесоветской, так и постсоветской актуальной элиты к народу.
Отношения к народу как к стаду коров. Коров надо кормить, им нужны теплые и чистые стоила, ежегодные вакцинации и колокольчик на шею для развлечения. Коровы могут бодаться и лягаться если недовольны. Коров нужно доить и периодически даже резать на мясо в разумных пределах.
Есть также «больные» коровы, это те, кому нужны высшие смыслы. Впрочем, по мнению элит причины болезни просто в недостаточной накормленности.
Фундаментальная проблема элит в том, что они органически неспособны говорить на языке смыслов, для них единственный приемлемый язык - это разговоры о количестве комбикорма и чистоте коровников.
Высшие смыслы рождают идеологию, идеология рождает политику. Наши же элиты бегут от высших смыслов, а идеологию и политику отдают пиарщикам и политтехнологам, чтобы они дурили коровам голову, пока элита занимается серьезными вещами, т.е. комбикормами, стойлами и дойкой.
Такой подход глубоко ошибочен и именно он в большей части привел к крушению СССР. Люди не могут выносить «коровного» отношения. Люди предпочитают идти за больными, ложными, вредными, но смыслами. А элита отвечала им на языке чистоты стоил и сытости.
И постсоветская элита унаследовала от позднесоветской элиты этот «коровий» подход, который может привести к сходным результатам.
А теперь про Китай.
Дело в том, что я слушая выпуск вдруг осознал, что китайская элита думает о своем народе точно так же. Только вместо «коров» здесь «овцы», так как это ближе китайской философской мысли.
Это отношение порой прорывается наружу даже в центральных медиа, как например
данная статья в Женминь Жибао «Овца» сыграла важную роль в формировании нравственности, а также народных нравов и обычаев в Китае."
Или еще оттуда же
«Некоторые ученые считают, что такие качества китайского народа, как высокая нравственность, искренность и великодушие, основанные на доброте, чувстве справедливости, хороших манерах и почтительности родителям, уходят своими корнями к овце. В древности был обычай «дарить овцу и говорить о почтительности», это является самым прямым отражением влияния «культуры овцы» на формирование моральных качеств и поведение древних китайцев.»
Напоминаю, это Женминь Жибао, это медийный орган, выше уже некуда.
Или вот еще пример. Фото пропагандистского плаката, который я увидел на стене в Шеньчжене. Это так китайское правительство видит гармоничное общество:
Действительно, язык, на котором говорит китайская элита с народом, это в первую очередь не язык идеалов, а язык материальных благ. Коммунистическая партия Китая хороша для народа не потому что она строит общество, лишенное отчуждения между людьми и эксплуатации, а потому что она обеспечивает развитие страны и национальное возрождение.
В этом основная суть консенсуса между народом и китайской элитой.
Китайская мечта, о которой я писал ранее, это не коммунистическая и не социалистическая, а националистическая мечта.
Ключевые слова - это «национальное унижение» и «национальное возрождение».
Пока КПК играет на этом поле, она непоколебима.
Но оставаясь в этом пространстве наращивания совокупной мощи страны и потребительского благополучия, КПК при этом избегает как огня любого разговора о высших смыслах, идеологии и политике.
Вера в идеологические постулаты марксизма-ленинизма мертвы. Их просто учат наизусть «без сердца». Новое поколение партийцев не знает про марксизм, наверное, вообще ничего, только мертвые цитаты. Партия это в первую очередь социальный лифт, а не клуб единомышленников.
Единственный высший смысл - это как я уже говорил «национальная гордость», все остальное не обсуждается.
Про политическую деятельность вообще молчу. Её нет. Нельзя же аппаратную грызню номенклатурных кланов называть «политикой» правильно?!
Народ от политики отстранен. Народ - это не субъект, а объект политических решений. В этом плане в китайском обществе процветает абсолютный патернализм. Мало того, любая самовольная общественная деятельность просто опасна.
К каким последствиям может привести Китай такая отстраненность от смыслов, об этом во
второй части статьи.
Алексей Попов
для китайской ячейки СВ
Читать продолжение Перейти к содержанию моего блога