Представитель сми

Dec 06, 2011 02:55

Сначала хотел написать до, теперь вот долго собирался написать после. В итоге накатал такой отчёт, что и читать никто не будет :)

В эти выборы я был наблюдателем от СМИ "Гражданский голос" (www.golos.org).

Мотивация на это дело была достаточно смешанная.
Сначала это был такой эмоциональный позыв - они крадут наши голоса, я их всех буду за руку ловить, гадов! Пройдя небольшое обучение, я узнал, что обычно ничего эдакого не происходит (это если говорить про Екатеринбург и про обычный участок, не больница, не тюрьма, не военная часть). Нарушения есть всегда, но достаточно несерьёзные или незначительные.
Другая странная мотивация: поднять задницу чуть выше от стула чем остальные :)

Но, пожалуй, настоящая - это доказать хоть кому-нибудь, что нельзя говорить:
- мой голос ничего не стоит
- там посчитают как надо, всё уже решено
и прочую подобную хрень. Я это уже проверил однажды на Общественных слушаниях по поводу сити-менеджера Екатеринбурга. Теперь вот - ещё раз.

Итак, сидел я в УИК 1248, в библиотеке Медицинской Академии.
Помещение было очень небольшое, место для наблюдателей выделили в коридоре около лестницы на второй этаж, где располагалась другая комиссия - 1249. Это накладывало некоторые отпечатки: во-первых, было немного холодно; во-вторых, все кто заходил инстинктивно шли в мою сторону. Некоторые даже протягивали паспорта :)
Но у меня была очень крутая комиссия и не менее крутые председатель с секретарём. Жаль, что я не смог им этого сказать лично - под конец дня меня готов был съесть почти каждый, кто оставался в помещении.

Но сначала всё было круто. Почти вся комиссия, как я понимаю, была из УГМА. Пожалуй, только один дедушка откуда-то со стороны, но он там на выборах несколько десятков лет уже сидит.
Со мной очень неплохо общались, всегда подробно отвечали на вопросы. Мило улыбались :) Мы вместе ловили каких-то странных избирателей, которые, взяв бюллетени, шли зачем-то на второй этаж их заполнять, а не в кабину. Или, наоборот, возвращали чужих избирателей обратно на второй этаж.
Так как я сидел на входе, то я помогал сориентироваться входившим - надо им к нам, или в другую комиссию.
Какой-то мужичок из комиссии, правда, изначально меня насторожил, когда он начал открывать шторки кабинок, потому что "так надо". Председатель на это сказала: "ну избиратели же к нам спиной стоят, значит тайна голосования не нарушается". Я не стал особо возникать. К тому же, очень многие избиратели шторки за собой задёргивали, а когда был выбор - то выбирали кабинку с задёрнутыми шторками. Мужичок сначала открывал их обратно, но где-то к часу дня сдулся - и уже до конца выборов они оставались закрытыми.
Также комиссия резко реагировала на тех, кто пытался сфотографировать бюллетень. Официально вроде бы запрета нет, поэтому я не мог понять как реагировать. Ну некоторых запугали, те вроде свернулись. А одна женщина орала при этом про жуликов и воров и продолжала попытку сфотографировать. Поллиционерши постояли рядом с ней, но делать ничего не стали.

Бывали, конечно, мелкие нарушения - пенсионеры голосовали по двое очень часто. Как-то, когда я считал голосовавших стоя с блокнотом в руках (потому что народу было много и мне не было видно из-за очереди - кто там подходит к урне), ко мне подошла студентка: "Скажите, а вы не знаете... мне сказали что надо где-то отметиться после выборов?" "Что вы имеете в виду, чтобы бюллетень получить?" "Нет, из общежития, что я сходила проголосовать." "Хм, нет, не знаю. Но мне это тоже очень интересно!" Никого не нашёл :)

Обнаружили забытый бюллетень в кабине. После консультаций с ТИК написали протокол о его недействительности. Вроде бы был пустой.

Под конец дня пришла очень странная парочка, такие молодящиеся мажоры ) Лет за 45 обоим, у неё безумно алые силиконовые губы... В общем, муж её всяко фотографировал. В итоге так и не было понятно, то ли он её заставил там как-то проголосовать, то ли они просто угорали и позировали перед урной (когда позировали - то бюллетени были свёрнуты лицевой стороной).

Иногда приходили странные личности, которые спрашивали наблюдателей. Одна искала наблюдателей ПЖиВ - их на участке не было. Другие два мужичка отчитывали наблюдателей СР (мать с дочкой) - что те нихрена не считают явку и вообще ведут себя пассивно.
К слову, кроме меня там были эти двое из СР и ещё одна женщина от КПРФ. Которая сначала даже не знала, что она от КПРФ... Понятно, что кроме меня никто ни на что внимания не обращал. Явку я считал в одиночку, за подсчётом голосов я следил в одиночку...

Были всякие дедушки, которые рассказывали "Что же это за выборы! Нигде никакой информации, ваш участок еле найдёшь! Вот при Сталине, при Брежневе такого не было!". Или женщина мне рассказывала "как же так может быть, ведь никто не голосует за ЕР?! Почему же они так много набирают? Почему в списке под партией у всех по несколько кандидатов - а у ЕР только Медведев? Вам это даже не любопытно?!"

Огромное количество человек развернули - потому что они не были прописаны на этом участке, или имели только временную регистрацию. Таких было, наверное, человек 30, если не больше. А это 1,5% на моём участке.
Также встретил там свою первую учительницу - Валентину Васильевну (она голосовала по второму участку).
Под закрытие пришла бойкая женщина, которая тоже поинтересовалась "где же у вас наблюдатели". Оказалась в теме, узнала что я от "Голоса", пожелала "успешно посчитать" :)

Ещё можно рассказать, что меня покормили супом и горячим чаем! Это было безумно кстати и невероятно круто со стороны комиссии (причём суп готовил кто-то из семьи комиссии). Мне дали пару бутылок воды, а потом под конец голосования - даже подарили футболку УГМА! В общем, так как я в течение дня никак не конфликтовал, а всячески помогал - то и отношение между нами было соответствующее.

В общем, был достаточно нормальный, рабочий день, без каких-то серьёзных проблем. Никаких каруселей, подвозов - ничего такого я не заметил. На выезд отправили всего 16 бюллетеней, а открепительный на данном участке былн выдан только один - и то мне (я ещё не знал, что буду сидеть на своём же участке). Так что в целом сам процесс голосования никаких вопросов у меня не вызывал.
Но всё поменялось при начале подсчёта.

Перед закрытием, как нам рекомендовали, я подошёл к председателю и сказал, что собираюсь снимать этот процесс на камеру, и хотелось бы, чтобы всё будет по закону - иначе ведь весь день на смарку и конфуз на всю страну. Она мне ответила, что всё будет именно так, но...
Работу со списками избирателей начали ещё до закрытия. И продолжали параллельно подсчёту голосов, а должны были всё делать последовательно.

Неиспользованные бюллетени считали все разом.

По закону подсчёт и сортировка должны вестись хоть и муторным, но единственно верным для наблюдения способом - в один момент времени только один человек оглашает и перекладывает каждый бюллетень. На деле все 12 человек налетают на кучу бумаги, кто-то отбирает себе одну партию, кто-то другую... Так как этот процесс был интересен только мне, то глаза у меня округлились... Как за ними следить?

Когда начали так сортировать первый тип бюллетеней, по ГосДуме, я не выдержал и сказал - давайте хотя бы подсчёт сделаем по закону. "А как это, мы всегда так делаем, по одному - это же мы до утра считать будем". "У вас тут должен лежать текст закона, можете там посмотреть, что должно быть именно так. Это не моя какая-то прихоть". Усилило мои позиции то, что при сортировке я решил следить за стопкой Единой России. И стал замечать, как туда попали штуки три голоса за Яблоко (при этом я не думаю, что это был злой умысел, просто галки по порядку рядом находятся). На что я сказал, что когда вот так рассортировывают, то за итоговый результат никто не отвечает, а если по одному перекладывать - то каждый бюллетень виден и комиссии, и наблюдателям. Ну и к тому же - если там вдруг всё перечёркнуто, то считая по уголкам этого никогда не заметить! Последний аргумент видимо неплохо подействовал, и председатель согласилась на такой подсчёт.
Нельзя сказать, что это сыграло какую-то решающую роль, но голосов 10-15 переложили из одних стопок в другие.

Потом случилось страшное :) Посчитав сумму всех голосов, всех испорченных - она оказалась меньше выданных бюллетеней! Начали пересчитывать. Почему-то активнее других пересчитывали ЕР, а она раз за разом не менялась. Как было 263 - так и остаётся, хоть тресни!
И, конечно, все проклятия - на меня. Мол, это я их заставил считать таким тупым и неудобным способом. Мужики ко мне подходили "ну чо, может уже ускоримся, чо за фигня?". Всяко проклинали меня, обсуждали за спиной. Говорили "Нечего в чужой монастырь со своим уставом" (как потом отлично пошутили в штабе "со своим федеральным уставом" :) В это время я ощущал на себе ненависть 15 человек - 12 членов комиссии и 3 наблюдателей, которым было похрен на всё, главное скорее получить итоговые протоколы. А мы ещё первое голосование не посчитали.

После долгих пересчётов решили объявить несколько бюллетеней утраченными.

К этому времени я уже, честно говоря, нормально так психологически подломился. Прошло 2 часа, а посчитали только одну треть! И всё это валят на меня... Я уже хотел сказать: "Слушайте, ну я даже не наблюдатель, я всего-навсего представитель СМИ. Навязывать я вам ничего не могу, хотите нарушать - нарушайте!" Не сказал, но уже не сильно влиял на происходящее. В итоге, какие-то партии считали перекладыванием, какие-то нет... процесс пошёл быстрее, а комисиия радовалась этому "Вот так ведь и надо считать!". "Вы бы могли вообще не считать, а нарисовали бы цифры красивые - так ещё быстрее", думал я :)

И тут - в стопке "областных" бюллетеней нашли аж три штуки от ГосДумы. К этому времени уже была заполнена увеличенная копия протокола... Поэтому я так до конца и не понял, как они учли это дело, в официальном протоколе утерянных бюллетеней нет.

Последнее важное, что мне нужно было - это копии итоговых протоколов. Конечно же, у комиссии не было ксерокса. В моих документах от "Голоса" был только ГосДум-ский бланк протокола, по ЗакСобранию - не было. Просил комиссию подумать на этот счёт, потому что они обязаны выдать мне копии по закону.
- Ничего не знаю, мы вам ничего не должны!
- Да конечно, не делайте, обойдётся!
Но, видимо, любое упоминание закона имело своё действие - мне отдали бланки, которые заполнял кто-то из комиссии карандашами. Я переписал их ручкой, мне их заверили подписью и печатью.
Хотя остаётся ощущение, что в моём итоговом протоколе цифры так и не сходятся, а вот в официальном - всё ок.
В 0:20 я уже отчитывался по результатам и вышел с участка.

Вот официальные результаты:
http://www.sverdlovsk.vybory.izbirkom.ru/region/region/sverdlovsk?action=show&root=664015005&tvd=4664015110360&vrn=100100028713299®ion=66&global=true&sub_region=66&prver=0&pronetvd=null&vibid=4664015110360&type=242

Свои я не помню, но по ЕР они совершенно точно совпадают.

Как итого.
Я ещё раз понял, что очень тяжело отношусь к ненависти. Ненавижу ненавидеть. И ещё тяжелее воспринимаю, когда меня ненавидят, особенно если не за что. Комиссия сама потеряла три бюллетеня в другой стопке, и именно поэтому они пересчитывали всё по несколько раз. А не потому, что я попросил (не заставил - у меня и полномочий таких нет!) посчитать их "по закону". Но крайним был я.
Я к такому был не очень готов.
При этом комиссия была отличная. Само голосование я оцениваю как вполне корректное, а в подсчёте могли быть только незначительные погрешности, вызванные человеческим фактором.

Ещё вчера я думал, что вряд ли смогу решиться повторить этот опыт. Такая борьба в одиночку с людьми, многим из которых просто нужно по-раньше уйти домой, да и похрен на закон - не совсем моё. Я, конечно, зануда :) но не сильно харизматичен и красноречив, чтобы с лёгкостью всех переубеждать.
Сейчас уже как-то иначе всё воспринимаю, более спокойно. Опыт получен, результат неплохой. Может я и не повлиял на него, но наблюдение - тоже действие.
Previous post Next post
Up