Как создать международный IT-стартап, не уезжая из России в Силиконовую Кремниевую долину? Причём не имея за плечами папу-миллионера, дядю-депутата и даже дружбана-полкана из ФСБ. Не привлекая стороннее финансирование и не залезая в долги, не кидая партнёров и клиентов, не...не...не... Просто открыв своё дело и создав работающий сервис. Вроде ж такое у нас невозможно, согласно выводам из нашумевшего фильма Дудя?
Ребята, учитесь у Андрея Инсарова из Казани.
Впервые я узнал о нём 4 года назад в Иннополисе. Кто не в курсе, это такой специально построенный ''IT-городок'', недалеко от столицы Татарстана. По замыслу начальства, продвинутая молодёжь будет рваться туда и творить всяческие стартапы, рекламируя свой анклав как новую ''тюбетеечную долину'' (назовём её так).
Там-то я и познакомился с Андреем, выступавшем на SEO-Conference-2016. Он уже тогда управлял компанией ''Intis Telecom'', которую сам и создал. Я был уверен, что местные власти поднимут его пример на знамя и будут всячески поддерживать-рекламировать. Всё-таки, редкий случай, когда казанский айти-проект вышел на европейский рынок. Но не тут-то было. Иннополисы и сколковы сами по себе, а реальная экономика где-то в другом месте - так у нас всё устроено.
Поэтому расскажу про то, ''как стать главой успешного IT-предприятия'', на этом ярком примере. Тем более, знакомого земляка.
Обычный паренёк из обычной семьи. Можно сказать, ''ботаник'', по казанским меркам конца 90-х годов, когда ''хади-такташевские'' ещё воевали с ''перваками''. Андрей в это время учился на радиотехническом факультете КАИ, а потом пошёл работать обычным сисадмином в стоматологическую клинику ''Рокада-Мед'', за зарплату 600$ в месяц.
Первый ''звонок'' к будущему успеху прозвенел через несколько лет, когда молодой инженер объединился со знакомым программистом, и они совместно разработали программу для стоматологических клиник, с улучшенным интерфейсом и поддержкой. Зубоврачебный мир очень тесный, все друг друга знают, и новый IT-продукт стал хорошо расходиться по знакомствам.
Победа? Нет.
Грянул кризис 2008 года, и всё накрылось медным тазом. Недавно учреждённая компания ''Intis'' оказалась на мели. Андрей Инсаров остался один на один со своим наёмным сисадминством.
Но горевать пришлось недолго. В один из благословенных дней к Андрею подошёл главврач клиники и поручил сделать СМС-рассылку по базе клиентов о какой-то очередной акции. Сисадмин, ещё не зная о судьбоносности поручения, собрал по сусекам несколько стареньких телефонов ''Нокиа'', подключил их к роутеру и целый день рассылал сообщения по 4000 абонентов. Способ был медленным и неудобным. Клиенты получали смс-ки с неизвестных номеров, пытались перезванивать, чтобы узнать отправителя.
И вот тут нашего сисадмина осенило. Перед ним открылся новый удивительный мир СМС-рассылок. Оказывается, этим бизнесом занимается множество компаний и целых агрегаторов! Изучив рынок, Инсаров убрал старые телефоны и подключился к услугам одного из крупных игроков. Стал их партнёром, по типу франчайзи. На этом 99,9% людей обычно и заканчивает своё развитие в роли предпринимателей. За тебя уже всё придумали - копируй, исполняй и отстёгивай солидный процент в головную контору, довольствуясь крохами на чужом рынке.
Но глава ''Intis Telecom'' пошёл совершенно иным, сложным путём. Он увидел самое главное - ВОЗМОЖНОСТЬ. Агрегатор хоть и считался известным, но функционал его сервиса не блистал разнобразием, цены кусались, а клиенты постоянно требовали новых фич. И однажды Андрей понял, что для обретения свободы и выхода на новый уровень нужно внедрять собственную СМС-платформу.
Наверняка многие из вас подумали - что за СМС, это же позавчерашний день, кто ими вообще пользуется, пенсионеры? А вот и нет. Все услуги по идентификации ваших любимых мессенджеров, электронной почты, скидочных программ ритейлеров, банковских и прочих услуг идут через СМС. Человечество пока ещё не придумало ничего более надёжного и простого, и ещё не скоро придумает. А рынок СМС-индустрии уже сегодня перевалил за 35 миллиардов долларов и грозит в ближайшие 2 года удвоиться. Есть за что воевать!
Инсаров снова привлёк программистов, поставил им задачу. Вместе они создали инновационную программу, улучшающую взаимодействие заказчиков и исполнителя СМС-рассылки. В 2010 году ещё хорошо работала контекстная реклама в Яндексе. Привлечённые невысокими расценками и продвинутым сервисом, стали слетаться клиенты из малого бизнеса. Плюс массированная реклама рассылок от ''Мегафона'', не справившегося с объёмами заказов, подогрела всех остальных участников рынка. Клиенты, не достучавшиеся до федерального монстра, переходили на игроков поскромнее и порасторопнее. Дела ''Intis Telecom'' резко пошли в гору.
Следующая пертурбация произошла в 2013 году, когда операторы сотовой связи пролоббировали право блокировать СМС-трафик. На деле произошёл резкий скачок стоимости услуг (и профита, соответственно). Андрей Инсаров медленно, но верно шёл к своим целям: стабильному заработку и выходу на новые рынки. За год до этого его пригласили на IT-выставку в Барселону, где выставлялись все крупные операторы СМС-рассылок. Настоящий культурный шок, новые знакомства, новые объёмы, новые возможности для кооперации с европейскими партнёрами.
Поначалу Инсаров работал с европейцами в долг, пока не открыл компанию в Литве, а потом и в британской юрисдикции. Его бизнес стал уже интернациональным, а это совсем другой горизонт возможностей. Через некоторое время стало реальным послать сообщение через ''Intis'' в любую страну мира. И всё это, заметьте, без посторонних вложений! Просто человек целенаправленно делал своё дело, постепенно расширяя географию. Уже потом начнутся попытки пробиться на закрытый азиатский рынок, деятельность ''на будущее'' в США. И окончательный переезд главы компании в Лондон, где он сейчас и пережидает коронавирусный карантин.
Объём выручки в 2019 году превысил 3 миллиона евро, но насколько я знаю, Андрей Инсаров не бросился обналичивать свой успех, как это делают многие новоявленные ''миллионеры из IT-трущоб''. Никаких полётов бизнес-классом, вечеринок и гламурных фоточек в Инстаграм. На этом конкурентном рынке важнее быть, а не казаться. Выживает тот, кто сосредоточен на деле, не тратя время и средства для пускания пыли в глаза. Андрею не интересны материальные доказательства успеха, у него другие задачи. Сейчас, например, запускает сервис в Узбекистане и смотрит на другие азиатские страны. В то время как многие наши ''бизнесмены'' в кризис продают свои элитные тачки, чтобы расплатится с долгами, и ищут себе наёмную работу, проклиная Путина и коронавирус, простой казанский парень расширяется и вкладывает в будущее. Ну, и занимается просветительством, показывая молодым айтишникам, как можно достичь успеха, не уезжая за океан.
Иногда я завидую таким целеустремлённым людям. Живущим своим умом, создающим полезные сервисы и зарабатывающим неплохие деньги. Они зависят только от себя, они по-настоящему свободны.
Согласны?