Когда устаёшь в дороге, и гостиница оказывается без вайфая, и 7 часов в тесном пыльном автобусе, да ещё с орущими детьми, хочется себя пожалеть и сказать - ''героическая была поездочка''. Я так делаю иногда, вспоминая трипы по всяким жёппам мира.
Но потом узнаю о настоящих экспедициях, где участникам приходилось есть друг друга и хоронить по пути товарищей, и говорю себе - ты просто обычный развлекающийся турист, приятель, благодари судьбу, что достался тебе уютный комфортабельный 21 век, где даже не надо искать ночлег на улицах городов - всё за тебя сделает заботливый интернет.
А ведь всего лишь 170 лет тому назад всё было иначе. Две недели назад в Канаде отыскали последний из пропавших в 1845 году кораблей английской экспедиции Джона Франклина, искавшей северный морской путь в Азию.
Она проходила на двух кораблях - «Эребус» и «Террор». Перед тем, как отправиться в путь, суда усовершенствовали под специфические климатические условия: на них установили паровые двигатели, корпуса укрепили металлическими пластинами, добавили систему отопления и прочий ''зимний пакет''.
На 129 членов экипажа был собран 3-летний запас провианта: 62 тонны муки, 13,6 тонн солонины и консервов, 16,5 тонн галет. Для профилактики от цинги взяли 4,2 тонны лимонного сока. К несчастью, производители консервов в срочном порядке исполняли заказ и не тщательно придерживались технологии изготовления. Из-за некачественных банок моряки травились свинцом.
19 мая 1845 года суда отправились из английского порта Гринхайт. Первую зиму членам экипажа пришлось провести на острове Бичи, это территория современной Северной Канады.
Маршрут Джона Франклина: 1 - июль 1845, остановка экспедициив проливе Диско; 2 - зимовка на о. Бичи, 1845-1846; 3 - зимовка на о. Кинг-Уильям после того, как суда были заблокированы льдом, 1846-1847; 4 - место обнаружения «Эребуса» в 2014-м.
Именно там в 1984 году были обнаружены могилы троих мужчин. Во время эксгумации тел видно, что они сохранились в отличном состоянии (из-за вечной мерзлоты).
Следующая зима (1846-1847) застала несчастных на острове Кинг-Уильям. Люди продолжали умирать от туберкулеза, отравления, гипотермии, цинги (лимонный сок не помог).
Экспедиция современных исследователей 1980-х обнаружила останки расчлененных тел, которых скорее всего съели их же товарищи. Кстати, еще в XIX веке путешественником Джоном Рэем было выдвинуто предположение о каннибализме в экспедиции Франклина. Он общался с эскимосами, и сделал такой вывод на основе их рассказов.
Но общество не верило в то, что доблестные моряки могли съесть себе подобных. В защиту героев выступил даже Чарльз Диккенс. Поиски пропавших кораблей шли более 15 лет, и позже сведения о каннибализме были подтверждены путешественником Чарльзом Холлом.
Несмотря на то, что все признаки провала экспедиции были налицо, британские газеты XIX века все равно выставляли Джона Франклина героем. О нем слагали песни, называли его именем географические объекты и даже присвоили посмертно чин контр-адмирала.
Таких историй в эпоху географических открытий было не сосчитать. Каждый сантиметр современной карты мира помнит лишения, страдания и смерти её составителей. Англичане, португальцы, испанцы, французы, голландцы могут по праву называть себя потомками великих первопроходцев и исследователей.
Короче, не нойте и не ропщите на опоздавший рейс, в котором плохо кормили. Не свинцом, и не во льдах же.
основа текста здесь, чтобы быть в курсе. Все посты транслируются в , всё остальное - в моём
Политика модерирования и за что тут банят особо ретивых троллей изложены популярно здесь, не попадайтесь:
http://popados.livejournal.com/186090.html