Намёк президента
Для начала напомню. Год назад, 8 января, Владимир Путин во время своего визита в Калининград заявил, что "Появление культурно-образовательного центра, какой планируется построить на острове Октябрьский, кардинально изменит жизнь региона". Что значение комплексов (их будет несколько по всей России) «огромно для раскрытия культурного потенциала регионов», а также для «гармоничного развития» и «самореализации граждан». «Это возможность познакомиться с мировыми шедеврами и ведущими артистами», -
подчеркнул президент и заявил, что главная функция центров - образовательная. «Это изменит жизнь региона кардинально», -
заявил президент. А 9 марта обнаружилось, что никакого обсуждения концепции будущего центра-комплекса не было, и пришлось президенту Путину поручить
развернуть экспертное обсуждение концепций создания и функционирования культурно-образовательных и музейных комплексов на острове Ломзе-Октябрьский.
Итак, выглядеть
культурный центр будет так.
На старте проект включал в себя филиал Большого театра, хореографическое училище и специальный интернат для его учеников, консерваторию, а также большой музейный комплекс - ко-продукция Третьяковской галереи, Эрмитажа и Русского музея. Смысл этого проекта для России (а если точнее - для тех, кто принимал решение) довольно прост и очевиден: инкрустация дальних провинций филиалами крупных культурных национальных институций. Дальнейшая культурная колонизация провинций, украшение их крупными бриллиантами искусств и культуры и ещё большего заякорения на Россию, дабы те не думали, не отпадали и не помышляли, а развивались в творческих направлениях.
Функционал и не-обсуждение
Как это принято в сегодняшних информационных эонах, официальная информация по концепции будущего федерального культурного центра была тороплива, расплывчата и в основном оперировала картинками сооружения и миллиардами будущих затрат, а не смыслами. Цифрами, а не целями. Архитектурный облик комплекса и его стартовый функционал были представлены на заседании Совета по культуре при губернаторе, но толком его не обсуждали, потому что трудно обсуждать расплывчатые параметры и неопределённые намерения. Тем более что вице-губернатор, курирующий культуру (на тот момент) Гарри Гольдман в своей обычной манере уверял, что «всё уже решено» и это просто информирование, а не обсуждение. Были показаны картинки, озвучены цифры, никто не анализировал функционал будущего комплекса и не требовал такого анализа от докладчика. Дарёному коню в зубы не смотрят, радуйтесь, что такое приходит к вам регион! - читалось в глазах докладчиков, и мы радовались. И даже спустя год радуемся, но всё меньше: президент-то - поручил - велел? - намекнул? - обсудить концепцию, а обсуждения всё нет. Так что придётся обсудить и проанализировать в инициативном порядке: нам ведь, калининградцам, придётся этим пользоваться, и уж лучше иметь в хозяйстве дельный инструмент, а не декоративный.
Замысел в целом хорош, но грешит традиционным для России (пост)имперским колониальным сознанием и разделением на метрополию\провинцию. Другого, впрочем, «у нас для вас нет». Но, может, можно концепцию сделать осмысленней? Стратегически точнее бьющей в цель? Улучшающей общий культурный баланс страны, а не только лишь КО? («А что, такое возможно?» - «Ну, если преодолеть радость и имперское сознание, то - да!»).
Понятно, что Федерация хочет поделиться с нами самыми лучшими достижениями русской цивилизации, и это не только «Искандеры», но и, например, русская балетная школа. Но, с точки зрения анализа рынка труда и регионального и странового спроса на культурный продукт и на специалистов, самым сомнительным среди перечисленного выше функционала выглядят как раз «филиал Большого театра и хореографическое училище». Пардон, но эти выпускники должны где-то потом работать и зарабатывать своим трудом и квалификацией, на которую столько потрачено рублей - и лучше, чтобы это была Россия! Даже при самом первом приближении выясняется, что рынка трудоустройства для таких специалистов нет ни в Калининграде, ни в России. В Калининграде бессмысленно создавать крупный балетный театр и крупный же театральный комплекс: миллион человек населения области и слабые в этой части традиции не дадут нужного числа зрителей-потребителей, даже с учётом наплыва туристов в сезон. А если говорить про образование, то в Большой России эта ниша на рынке труда также не испытывает дефицита специалистов, существующая система подготовки кадров вполне справляется со своей задачей, и образовывать новые таланты на новой Калининградской почве острова Октябрьский мы будем в новом прекрасном комплексе прямиком на биржу труда.
(полностью -
читай здесь)