Град предержащие

Aug 19, 2018 20:21


Если обратиться к скульптурной иконографии Калининграда, что обнаружится, что из всего скульптурного многообразия трое город держат, и лишь один из всех над ним думает - архитектор.

Держит и защищает мечом святой Никола Можайский, стоит на речной стрелке напротив Кнайпхофа, у музея Мирового океана.



Никола Можайский





Митрополит из Сирии, между прочим, явился защитникам при осаде города Можайска и уберёг их от нападавших. С тех пор выделен в отдельный иконический сюжет, с мечом и с городом в руках.

Держит и строит-основывает рыцарь, тевтонский комтур Фойфхтвангер (он заложил замок Мариенбург, возле которого развился одноимённый город[1]), - его фигура украшает арку Фридландских ворот.



Зигфрид фон Фойхтванген, фото с официального сайта музея "Фридландские ворота"

И держит простой архитектор 20-х годов, его изображение - часть коллективной хаус-марки доходного дома № 6 по ул. Репина. Он стоит, задумчивый, перед идеей современного человека и нового города. Такой вот странный триумвират град предержащих. Странная сумма: святой, который держит в одной руке город, в другой меч (защищает); рыцарь, весь в кольчуге, держит замок и символизирует начало города через замковое заложение и завоевание территории. Самый простец, цивильный Архитектор, держит скинию Моисееву, он, конечно, самый интересный.



Хаус-марки изображают строительные профессии.

В отличие от рыцаря и святого, он не один, а с артелью: с каменщиком, водопроводчиком, маляром-отделочником и пр, в сумме шесть человек-профессий, полный строительно-технологический кейс, от замысла до реализации. Артелью оно веселее, конечно. Пока ты не стал мифологическим или героическим персонажем - всегда приятнее сотоварищи.



Архитектор, каменщик, кровельщик.

Архитектор размышляет: а как будет жить новый город ХХ века? Что будет хотеть, как питаться и как передвигаться? А что будет, если пустить трамвай? Развить пригороды? Как приспособить бывшие валы, вышедшие из военного оборота? - из какового размышления впоследствии развился профессиональный урбанизм. А что у него в руках? Если присмотреться, то размышляет он над изначальной прото-формой, скинией Моисеевой[2], прото-храмом, и размышляет не только о граде земном, но и о граде небесном.



Ключник (плотник?), малер-маляр, трубочист (?).

Вот такая странная троица «град предержащих», у которой есть неожиданное достоинство: с её помощью мы равным образом защищены как по западному, так и по восточному образцу; как по светскому, так и по церковному коду.

[1] Сейчас Мальборк в Польше.

[2] Спасибо за наблюдение Сергею Кавтарадзе.

архитектура, Местное время, Город, история предметов, наблюдения, прогулки, фото, Кёнигсберг, места, Восточная Пруссия, суждения, разное, публичная семиотика, Калининград

Previous post Next post
Up