Давно я ходил вокруг и около этой загадки.
Ну ладно, это скульптура ученика Брахетра, Эрнста Филитца, которого я больше, признаться честно, люблю за Ганса Сагана, нежели за этих кузнеца и пряху на
доме Техники Ханса Хоппа (ныне "Эпицентр"). С лицевой стороны у здания крупная фигура Брахерта "Держатель шестерёнки", а с тыльной - мелкие и саркастические кузнец и пряха. Иное воплощение темы "рабочего и крестьянки" Мухиной.
Да саркастических, сами посмотрите внимательно!..
Но вот отчего у них меж голов петрогиф, и что он значит? Анаграмма?
И вот,
в майскую поездку в Саксонию и в Дрезден, в камнерезную мастерскую Sandsteinwerke, я наткнулся на тайное знание.
Сначала о мастерской. Ей около двухсот лет, сейчас она загружена заказами на изготовление скульптур и декора из песчаника для
Гумбольдт-форума в Берлине (это такой
всегерманский Пост-замок). Делают копию детали (скульптуры) 1:1 из гипса, а затем переносят по спецтехнологии "в камень".
Так вот, 15 лет назад в этой же мастерской делались конструкции и декор для воссоздаваемой
Фрауэн-кирхи в Дрездене, и, я так понимаю, в связи с этим вычислили и воспроизвели систему меток, которая существовала 200 лет назад у каменщиков Германии.
Вот какую иконографику я увидели в офисе фирмы.
То есть, между головами пряхи и молотобойца - клеймо мастера.
И, скорее всего, клеймо\метка самого Филитца, раз уж он сам тесал эту скульптуру.
Причём сама логика построения меток напоминает... кодировку
вымпелов рыбаков Куршского и Данцигского заливов: есть общая матрица и, в зависимости от обстоятельств, в её рамках формируется индивидуальное клеймо\вымпел как элемент общей сигнальной системы.
Такие вот дела.
И всё же,
его Ганс Саган - это СОВСЕМ ДРУГОЕ ДЕЛО!!!