Оригинал взят у
dadaha в
искусство спокойно признаваться в любви и водить экскурсии" Князь Андрей в своем житейском опыте умел усвоить себе то необходимое искусство говорить одним ртом и смотреть, не видя, то искусство,.......... которое сознательно прилагается, когда мы хотим, не испугавшись, смотреть на что-нибудь страшное или произнести трогательные слова без дрожания голоса, -- искусство, которое состоит в том, чтобы как будто раздвинуть два механизма -- внешних проявлений и внутренней душевной жизни -- так, чтобы тот вал, шестерня, ремень -- та передача механизма, которая в нормальном состоянии существует между этими двумя механизмами, не существовала более. У князя Андрея были умышленно раздвинуты эти механизмы, когда он смотрел и говорил, и он чувствовал, что, ежели бы восстановилось это сообщение, он бы не мог так смотреть и говорить, и бог знает, что бы вышло. От этого он старательно не давал колесу от внешних проявлений цеплять за душевную жизнь, и оттого был так слишком неприятно прост и спокоен. Наташа в ту же минуту поняла, что тут что-то было неестественное и непонятное, и она с упорным и неучтивым любопытством и волнением смотрела, ни на секунду не спуская глаз, на лицо князя Андрея... "
("Война и мир" Первая восстановленная редакция)
Я замечаю за собой, что "раздвигаю механизмы", когда вожу экскурсии. Смотрю на группу сразу на всю, но не глядя никому отдельно в глаза. Смотрю на них как бы невидящим взглядом. Если начинаю смотреть в глаза, то сбиваюсь, смущаюсь, увлекаюсь и говорю не то, что нужно. Поэтому взглянув, сразу отвожу глаза и снова "раздвигаю механизмы":)
И еще замечаю часто, что экскурсанты (придумать бы другое слово для экскурсантов! такое глупое!) ,особенно старшеклассники, подобно Наташе Ростовой, напротив -- ловят взгляд с тем самым "упорным и неучтивым любопытством".