Фонд "ПРО АРТЕ" и Государственным центром современного искусства при поддержке Фонда Форда
представляют проект
РУССКАЯ КРАСОТА
Проект начался в сотрудничестве с молодыми художниками фонда «ПРО АРТЕ». Позднее к ним присоединились другие художники, которым было предложено сделать красивые работы в русском стиле не для иностранцев. Кураторы поставили минимальные ограничения - избегать соцартистского ерничанья и не сводить все к игре с китчем, хотя работа с этим богатейшим, но заразным материалом, всегда может быть полезной. В выборе тем, жанров и техник художникам предоставлялась полная свобода. Задание создать индивидуальный образ русской
красоты без кавычек и вне сферы готовых образов, усложнялось тем, что большинство участников проекта - из Петербурга, где «нашего родного» не многим больше, чем в Калининграде или Выборге. Русская нотка была взята с большим риском сфальшивить. Тем не менее, местный колорит и отстраненность от интернациональной арт-сцены помогли узнать, какая красота осталась в нашем заовидье.
Кураторы: Глеб Ершов, Станислав Савицкий
В выставке принимают участие:
Архитектурная мастерская «Сидоров и Сыновья», Софья Азархи, Юрий Александров, Марина Алексеева, Петр Белый, Валерий Вальран, Ирина Васильева, Илья Гапонов, Иван Говорков, Елена Губанова, Александр Дашевский, Сергей Денисов, Ирина Дрозд, Ирина Дудина, Кирилл Котешов, Владимир Лило, Ольга Ловцюс, Светлана Михайлова, Дмитрий Пиликин, Иван Плющ, Виталий Пушницкий, Андрей Рудьев, Вероника Рудьева-Рязанцева, Вера Светлова, Владимир Селезнев, Иван Сотников, Александр Теребенин, Илья Трушевский, Иван Тузов, Александра Фадеева, Олег
Хвостов, Иван Химин, Антон Хлабов, Андрей Хлобыстин, Петр Швецов, Юрий Штапаков, Светлана Щербинина, Надежда Эверлинг, Евгений Яковлев, а также Федор Солнцев и Недотыкомка.
Современному художнику одинаково неловко говорить и о красоте, и о национальной традиции. Искусство, которое называют современным, готово быть эффектным, отталкивающим, никаким или умным, но не изящным. Кураторы и критики сегодня охотно рассуждают о возвышенном, тогда как категория прекрасного едва ли актуальна в эпоху Вима Дельвуа, Олега Кулика и Дэмиена Херста.
Национальным современное искусство называют в силу обстоятельств. Например, когда надо создать павильон на международной биеннале, хотя найти отличия между художниками, представляющими разные страны, удается далеко не всегда. Это искусство призвано быть везде одинаковым. Национальная специфика в Центре Помпиду, МОМА или выставочных залах Мраморного дворца выражается в первую очередь в разной форме музейных смотрителей. Конечно, на международной арт-сцене всегда забронировано место для представителя экзотической
культуры, будь то художник из Ирана, Венесуэлы или Исландии. Но такое искусство, как правило, превращает национальное в этнографический материал, интересный для иностранца. Внутри своей культуры подобные арт-проекты часто неотличимы от китча.
Неуместность разговора в контексте современного искусства как о национальной художественной традиции, так и о категории прекрасного, дает гарантию, что выставка, посвященная такой спорной теме, покажет реальную ситуацию. На ней будет та красота, которая есть сегодня, после постмодернистского скепсиса, иронии над националистской идеологией, тоски от рутины арт-аукционов и неуклюжих попыток заново поверить в социализм.
Открытие состоится 6 июля в 19-00 в Государственном центре современного искусства (Зоологическая, 13).
Выставка продлится до 19 июля.