Сегодня фильмов без спецэффектов практически нет, так как они - и дань моде, и показатель качества, и привлеченные зрителей. Но далеко не все спецэффекты очевидны, так как уровень их качества сегодня настолько высокий, что в фильмах они кажутся частью реальности. Более подробно о спецэффектах рассказывает Никита Аргунов, режиссер визуальных эффектов постпродакшн-студии Cinemateka (постпродакшн и спецэффекты картин "Гибель империи", "Турецкий Гамбит", "Личный номер", "72 метра", "Бумер", "Даже не думай" и др.).
- В каких видах видеопродукции используются цифровые спецэффекты?
- В кино и рекламе. Компания Cinemateka занимается кино. Если переформулировать вопрос в вид "Где именно в кино применяются цифровые эффекты?", то в целом можно сказать так: там, где снять что-то "вживую" (то есть прямо на съемочной площадке) или слишком дорого, или слишком опасно, или слишком сложно, или все это вместе.
- Что включает в себя понятие создания спецэффектов?
- Придумывание спецэффектов (что именно надо сделать), планирование (как мы это будем делать), затем - подготовка к съемкам. Для сложных сцен делаются так называемые аниматики или превизуализация - черновой вариант сцены с ее эффектом, чтобы режиссер и съемочная группа получили представление о том, как будет выглядеть вся сцена в законченном виде. Это позволяет понять, где должна стоять камера, что должен делать каждый из участников съемочной группы, включая актеров и каскадеров. На съемочной площадке необходим супервайзинг, то есть контроль за тем, чтобы было снято именно то, что нужно, и так, как нужно. Затем все это обрабатывается на компьютере и изменяется с учетом поправок всех заинтересованных сторон (режиссера, продюсера и т.д.).
- Спецэффекты в последние годы получили широкое распространение. Чем это вызвано?
- Если говорить о последних десяти годах, то можно сказать, что распространение спецэффектов вызвано, во-первых, развитием технологий компьютерной графики, а во-вторых - кассовым успехом фильмов с большим количеством визуальных эффектов. То есть зрители ХОТЯТ видеть крутые эффекты и, соответственно, готовы за это платить. Кроме того, компьютерные технологии часто сильно упрощают процесс кинопроизводства, даже для фильмов, в которых нет видимых визуальных эффектов (в отличие от так называемых effects driven films). Возможность что-то убрать из кадра или что-то добавить в него уже после съемки без необходимости переснимать, несомненно, идет на пользу любому кино, даже самому "элитарному".
- Расскажите о творческом аспекте процесса разработки спецэффекта. Как принимается решение о том, каким будет спецэффект?
- Каждый эффект новый, каждый делается вручную. Для видео нет инструмента вроде фильтра в Photoshop, который можно применять много раз подряд. Все очень индивидуально. Если ты хочешь, чтобы в кадре что-то взорвалось, и если ты отвечаешь за дизайн этого эффекта, то тебе придется провести немало времени за изучением документальных материалов (как и что на самом деле взрывается) и за отсмотром игровых фильмов, чтобы понять, как эту задачу решали до тебя. Тогда постепенно ты приходишь к пониманию, как это должно выглядеть, как взрыв развивается во времени и в кадре, какие есть цвета и оттенки, какие должны быть осколки, с какой скоростью и куда они должны лететь - и так далее, и так далее и так далее.
- Каковы главные проблемы, которые возникают при разработке спецэффектов и как они решаются?
- На мой взгляд, самое важное, что следует делать при разработке спецэффектов, - это продумывать все заранее. Знаете, на мой субъективный взгляд 95% всех проблем, возникающих при производстве спецэффектов (да и кино вообще), наверное, можно предотвратить немного пошевелив мозгами - ДО ТОГО, как начать делать. Правда, часто именно такие "проблемы" становятся предметом гордости производителей. Можно видеть интервью, в котором тот или иной продюсер или режиссер рассказывает: "Мы столкнулись с невероятными трудностями, но ценой героических усилий и разрыва сухожилий преодолели их". Если знать историю процесса, то можно сказать, что эти "невероятные трудности" возникли в результате работы, а вернее - в результате недоработок самих же художников.
- Что самое сложное/дорогое в разработке спецэффектов?
- Нельзя сказать, что есть что-то резко выделяющееся. Для меня всегда самым трудным было понять, как должен выглядеть кадр, чтобы быть "эффектным". Если ты ясно видишь в голове финальный результат, все остальное сильно упрощается. Если нет, то работа превращается в блуждание в потемках с перерывами на депрессию из-за того, что ничего не выходит. Что же касается цены, то она напрямую зависит от сложности сцены, количества составляющих ее компонентов, характера использованных технологий, от специалистов и т.д. Естественно, чем сложнее сцена, тем дороже ее решение. Но компьютерные технологии не использовали бы, если бы это было невыгодно. Они помогают экономить деньги, а не удорожают фильм, как считают многие.
- Какие программы используются для создания спецэффектов?
- Огромное количество самых разных плюс то, что наша студия разрабатывает сама. Это своего рода международный стандарт: серьезная студия всегда разрабатывает собственное программное обеспечение. Например, крупные западные студии компьютерной графики почти используют в основном не стороннее программное обеспечение, а собственные разработки или сильно доработанные готовые программы. Вообще, написание собственных программ - наиболее рациональное решение, вопрос об их использовании заключается в возможности написать их. Например, для картины "Турецкий Гамбит" технологическим отделом студии Cinemateka был специально разработан инструмент, позволяющий управлять виртуальной массовкой (в фильме - армия). Программа заставляла толпу солдат шагать в нужную сторону с нужной скоростью, разбегаться в разные стороны от взрывов и т.д. А в фильме "72 метра" программа позволяла генерировать подводную среду (пузыри, водоросли, планктон), чтобы не прорисовывать каждый из них отдельно.
- Какой процент спецэффектов выполняется на компьютере, а какой составляют натуральные спецэффекты?
- Как я уже говорил, все зависит от фильма, а также от места производства картины. В Голливуде есть мастера, способные делать миниатюры так, что их не отличишь в кадре от живых. У нас, насколько я знаю, таких специалистов нет или почти нет. В любом случае, их недостаточно в масштабах кинорынка. Значит, все то, что где-нибудь в Лос-Анджелесе поручили бы мастерам миниатюры (например, макет города или корабля), у нас попытаются решить моделированием на компьютере. То есть спецэффект, как и все остальное, делают из того, что "есть под рукой". В пустыне дома будут из песка и глины, в Антарктиде - из снега и льда, а не наоборот. Поэтому, думаю, индустрия визуальных эффектов в нашей стране будет развиваться все больше и больше.
- Возможности цифровых спецэффектов безграничны?
- Почти. Как правило, сейчас они ограничены количеством вложенных денег, а не технологически.
Хаker.ru