Аэростат - авторская программа Бориса Гребенщикова, лидера группы «Аквариум», посвященная различным стилям и аспектам музыки. За почти 400 выпусков программы БГ, который, оказывается, не только коллекционер и знаток музыки, но и всесторонне развитый человек, рассказал об очень многих музыкальных нюансах и направлениях. Сам я их слышал очень немного, но вот этот Аэростат под названием "Магия музыки" мне пришелся по душе. В ней БГ делится идеми, изложенными известным суфийским мистиком Хазратом Инайят Ханом в своей книге "Мистицизм звука". Я как раз недавно её читал - стоящая книга, хоть и с излишним обилием далеких от мистицизма звука классификаций выкрутасов старичка ума. Понравилось разделение музыки на 5 уровней - хоть любые деления музыки вообще неблагодарное дело, я сам иногда разделяю музыку по схожему принципу. Среди йогов часто можно встретить разделение музыки на 7 уровней по соответствию с семью энергетическими центрами в теле - "чакрами". Если когда-нибудь моему уму захочется подобной гимнастики, я сделаю пост с таблицей соответствий музыкальных стилей чакрам, со всякими примерами и с личными комментариями. Пока же выложу под спойлер часть интересной статьи о музыке с сайта healingmusic.ru.
[Spoiler (click to open)]Буддисты и учителя-индусы всегда знали о связи звуков с энергетическими центрами. В последнее время некоторые западные исследователи, изучающие лечебные свойства звука и музыки, представили их в адаптированном виде для практического использования. Один из них, музыковед и музыкотерапевт Джонатан Голдмэн, издал книгу «Целительные звуки: власть обертонов». Годдмэн непоколебимо уверен в лечебной силе человеческого голоса.
...
По мнению Т.С.Кузьменко, самые грубые колебания отвечают за построение костной и мышечной ткани, пищеварение и инстинкт биологического самосохранения (низшие две чакры); используя эти чакры умудряются играть на рояле некоторые неряшливые и неглубокие музыканты (хотя эти чакры созданы для пищеварения и размножения, а не для высокого искусства); на этих же частотах пишется современная поп и рок “музыка” ;
менее грубые - за проявления грубой воли и собственничества, а также за утверждение собственного мнения (“я знаю, как надо”, “я прав, а они - нет”), (третья снизу чакра, манипура, на ней играют на рояле эмоционально закрытые технари);
еще менее грубые - за проявления мягкости и любви (сердечная чакра, четвертая, по названию анахата), на этой чакре играют на рояле “хорошие дилетанты” и сочиняют песни хорошие барды;
еще менее грубые - за творчество (в частности, в искусстве), на этой - пятой чакре - вишуддхе - творят большинство музыкантов, хороших и разных; среди них есть и технари, но которых уже приятно слушать, так как они достигли совершенства формы и им одновременно не чужда уже пройденная ими в эволюции предыдущая чакра; среди них есть и те, кто умеет сочетать совершенство формы с порывами души;
еще менее грубые - за способность видеть одновременно и объемно одно явление во всем множестве его связей (шестая чакра, аджна). Этому умению соответствует более высокое творчество, таких пианистов в мире наберется два десятка максимум (и столько же скрипачей, виолончелистов; а мыслителей - пожалуй, сотни, если говорить обо всех областях искусства, науки и техники);
еще более тонкие - за тончайшие духовные движения, тончайшие высокочеловеческие идеалы, сверхгениальное творчество, за способность считывать информацию из очень высоких сфер (седьмая чакра - сахасрара). С использованием вибраций, улавливаемых из космоса только этой чакрой, творят единицы на Земле. Однако это - единицы пианистов, плюс единицы скрипачей, плюс единицы композиторов за последние 200 лет (исполнителей все-таки больше), плюс единицы астрологов и философов, плюс единицы поэтов, плюс единицы духовных учителей - набирается довольно много народу.
Интересно, что в отличие от духовных учителей, прямо-таки и живущих при преобладании колебаний этой чакры, музыканты, поэты и ученые только во время вдохновения поднимаются до этих высот, а в повседневной жизни сваливаются на пару-другую чакр ниже - вплоть до сердечной и иногда даже ниже. Это довольно примитивно и очень грубо по сравнению с тем, куда их заносит в творчестве…
Меня последнее время тянет к музыке музыке "возвышения сознания" и музыке "сердца", то есть 4, 5 уровни по градации из "Аэростата" или 4 и выше энергетические уровни по "чакровой" системе. И еще, что вне зависимости от жанровой принадлежности, музыка - это тоже только инструмент, и если творцы-проводники вложат в неё энергию "высших чакр", то будь это pop, jazz или house - это уже не имеет никакого значения. Человек, тяготеющий к изначальной энергии "первых чакр" этих стилей, врядли уловит и оценит глубину подобного творчества, тогда как люди ищущие высших энергий во всем смогут преодолеть любые жанровые предрассудки.
Слушаем Аэростат и привносим музыку в каждое своё действие!