поколение "P", повседневность и современная социология: некоторые размышления о "Путях России"

Feb 02, 2010 01:00

 Пожалуй, позволю себе сделать кое-какие выводы о характере современного российского социологического дискурса по итогам «Путей России» - 2010. Не знаю, насколько свеж этот тренд, ибо была на подобном мероприятии впервые. Однако то, что я решила на него поехать, игнорируя предыдущие сборища, уже вполне может свидетельствовать мне самой о пертурбациях в отечественных академиях. Впрочем, далеко ходить не надо - поле отечественной социологии трансформируется, и это совершенно отчетливо видно не только по проблематике вопросов, обсуждавшихся на симпозиуме, но и по всему тому корпусу текстов о [внутри]социологическом производстве, институциях и статусе интеллектуала, который активно обсуждается сегодня на разного рода публичных площадках.
Балом современной российской социологии правит поколение тридцати - сорокалетних. Они не стесняются в свои тридцать не только задавать сложнейшие, и в некотором роде трансцендентальные для социологии, вопросы о смысле ее существования, но и уверенно давать на них ответы, не боясь быть обвиненными со стороны более старших коллег в бесполезности своих размышлений (к истории о том, как Ядов упрекнул Вахштайна в интеллектуальном трепе и что он ему ответил  http://www.polit.ru/science/2010/02/01/puti_2010.html).
Это поколение имеет, несомненно, мужское лицо столичного если уж не совсем метросексуала, то хотя бы человека, придающего важное значение тому, как он выглядит и насколько handsome (здесь очень уж показателен был сравнительный пример философа - социолога- антрополога такого поколения и довольно неряшливого и а-сексуального «ретро» философа, чье тридцатилетие пришлось на 1980е. См. круглый стол «Социология социологии VS Социология эпистемологии»).
 Это также те персоны, кто в полной мере признают значимость разного рода сетей и верят в силу интеллектуального PR’ а. Стать деканом в 27 не кажется им чем-то из ряда -вон выходящим, скорее наоборот - совершенно закономерным и таким же забавным, как и вполне затеваемые в стиле постмодернистской иронии интеллектуальные баталии с себе или не очень [себе - см. лаконичный ответ М. Соколова на пространную тираду на все том же круглом столе «Социология социологии VS Социология эпистемологии». Текст, надеюсь, скоро будет доступен] подобными.
Этот новый российский интеллектуал (ибо он именно интеллектуал, чем собственно социолог) по-французски слегка невнятен, однако невнятность эта, как и прочие атрибуты его образа, - скорее результат искусной работы, нежели «промашек» (о, вспомним эти изящные Волковские “error” и “mistake”). Стихия его - повседневность, стиль его - фланирование. И словно бодлеровский фланер он сам не слишком-то уверен в том, куда приведут его интеллектуальные потоки. Он словно «потерян», однако потерянность эта намеренна.
Между тем, он в чем-то мере демонстрирует собой то, что Билл Ридингс в «Университете в руинах», вслед за Жаком Барзуном, назвал субъектом «Университета Совершенства». Они,  практически с «инвестбанкирским» (©ivangogh ) изяществом следуют этой идее технобюрократизма, согласно которой университет воспринимается не как посредник культуры (национальной, в частности), а как коммерчески выгодное и эффективное предприятие.
В этом смысле чрезвычайно показателен собственно основной message Симпозиума, как ориентированный на «культуру», и те множество секций по культурным и прочим «культурно» - ориентированным дисциплинам, которые были заявлены. Риддингс пишет, что в эпоху глобализации и утраты идеи национального государства, идея гумбольдовского университета, как агента национальной культуры теряет смысл, ибо спецификация как таковая больше не важна. Распространение и институциональное становление культурных исследований при этом свидетельствует о том, что культурой может быть назван любой объект, а не только тот, что имеет специфическую отсылку к той или иной социальной группе. Эта «дереференциализация», как называет ее Риддингс, говорит о драматических изменениях в университете.
С другой стороны, вся эта «смелость» интеллектуалов -междисциплинарщиков поколения “P”, с такой легкостью оспаривающая авторитеты [теперь уже] прошлого отечественной социологии, и задающего бесконечно модусы вопрошания о смысле социологии и смыслов его в целом, дает, возможно, некий шанс к построению той актуальной модели науки и образования в лице университета, о которой говорит Риддингс. Наивности в этом предположении тут не занимать, и вопрос может ли сообщество российских социологов быть тем сообществом и той академией, как об этом пишет Риддингс и другие, возможно, в принципе неверен.
Однако, очевидно одно: пока мы тут разговариваем, это новое поколение, уже могло бы написать статью. Об экспансионистской ловушке социологизма или осциллирующих схемах анализа социальной реальности. Легко.

Пути России, социология, intellectuals

Previous post Next post
Up